Внешняя среда представляет собой совокупное множество вероятных и существующих факторов воздействия на организацию, находящихся за пределами ее условных границ.
Внешняя среда является одним из ключевых понятий в стратегическом анализе.
Внешняя среда организации может быть представлена различным набором элементов. В современной трактовке внешнюю среду организации следует делить на глобальную среду, общее внешнее окружение, непосредственное внешнее окружение. В большинстве классических источников непосредственное внешнее окружение называется микросредой, а общее внешнее окружение и глобальная среда объединяются в макросреду.
«Реальность крайне сложна. Огромное количество факторов и сил пересекаются и взаимодействуют между собой таким образом, что понять влияние какого-то отдельного фактора не является возможным. Возникающий синергетический эффект может формировать последствия, которые несоизмеримы с суммой изначальных элементов». © Tovstiga
Для обозначения характерных особенностей современной внешней среды в англоязычной литературе все чаще используется аббревиатура VUCA: volatility (изменчивость, нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность).
Структура внешней среды организации
Глобальная среда
Глобальная среда (Global External Environment) — те условия, которые являются условно общими для всех организаций на планете. Влияние факторов глобальной среды может проявляться по-разному в зависимости от особенности отдельных государств (например, в бедных странах африки влияние НТП оказывает значительно меньшее влияние на ведения бизнеса, чем в Японии или США).
Примеры факторов глобальной среды: проблемы мировой экологии, научные достижения и открытия, достижение научно-технического прогресса, развитие интернета, мировые тренды и тенденции в моде/дизайне/стиле, события глобального масштаба (чемпионат мира по футболу, террористическая активность, войны, эпидемии, происшествия) и др.
Общее внешнее окружение
Общее внешнее окружение (General External Environment) — те условия, которые являются общими для организаций на какой-то определенной географической территории. Обычно, это территория страны, города или региона, которая имеет свои ярко выраженные особенности: климатические условия и природные ресурсы, экономическая ситуация, административные и нормативные условия, демографические показатели и т.д. Факторы этой группы будут, в большинстве случаев, общими для прямых конкурентов исследуемой организации.
Примером факторов общего внешнего окружения могут быть особенности городской транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, которые значительно отличаются от существующих условий в Магадане. Или инвестиционный климат в республике Карелия будет значительно ниже, чем в столице.
Непосредственное внешнее окружение
Непосредственное внешнее окружение (Specific External Environment) — те условия, которые являются уникальными для каждой конкретной организации, но все же находятся за пределами ее условных границ. Эти условия представлены покупателями, конкурентами, партнерами (поставщиками, дистрибьюторами), контактными группами (различными сообществами, аудиториями, носителями информационных ресурсов и т.п.).
Принципиальная разница между общим внешним окружением и непосредственным окружением состоит в том, что на непосредственное внешнее окружение организация может оказывать влияние, а на общее внешнее — нет. Например, можно договориться со своими поставщиками о снижении цены или скорректировать вкус своей аудитории покупателей, но нельзя договориться с экономикой региона или попросить климатические условия стать получше. Тут, конечно, есть исключение в виде крупных градообразующих предприятий или транснациональных корпораций, влияние которых в отдельных случаях значительно выше других компаний.