Цепочка создания ценности

Цепочка ценности (Value Chain) — абстрактная модель, представляющая потребительскую ценность продукта в виде совокупности основных (primary) и вспомогательных (support) видов деятельности в организации.

Цепочка ценностей (Value Chain) позволяет представить элементы создания ценности продукта на основе основных и вспомогательных видов функциональной деятельности [Thompson, Strickland].

Данный инструмент является значимым компонентом стратегического анализа внутренней среды и тесно связан с понятием стратегической единицы бизнеса (СЕБ).

Понимание цепочки создания ценности

Продукт для компании — это, в первую очередь, определенный объем выполняемой работы. Смысл цепочки ценности заключается в том, чтобы показать как отдельные процессы и ресурсы внутри организации влияют на создание выпускаемого продукта.

Каждый вид деятельности (организационных функций) подразумевает свой особый результат, который является вкладом в создаваемый продукт. Последовательное сложение этих результатов формирует ценность итогового продукта.

Все представленные внутриорганизационные функции направлены либо на снижение издержек, либо на увеличение воспринимаемой ценности продукта путем дифференциации. Это полностью соответствует пониманию потребительской ценности продукта: (1) низкая цена, (2) высокое воспринимаемое качество, (3) сочетание цены и качества.

Блоки цепочки ценности

Блоками являются виды деятельности по созданию ценности в организации. Фактически, они совпадают с организационными функциями, которые реализуются внутри компании.

Эти виды деятельности могут выражаться в виде:

  • набора конкретных действий, выполняемых организационными единицами или сотрудниками
  • издержек, сопутствующих выполняемым действиям
  • объема и стоимости активов, необходимым для выполнения действий.
  • К основным видам деятельности традиционно относят: поставки (logistic), производство (production), дистрибуцию (distribution), маркетинг (marketing), сервис (service).

    Поставки
    Производство
    Дистрибуция
    Маркетинг
    Сервис

    Снижение издержек
    Да
    Да
    Да

    Повышение ценности

    Да

    Да
    Да

    К вспомогательным видам исследования и разработки (R&D), управление персоналом (HR), общее администрирование (general administration), информационные системы (IT).

    Исследования и разработки
    Управление персоналом
    Общее администрирование
    Информационные системы

    Снижение издержек

    Да
    Да
    Да

    Повышение ценности
    Да
    Да

    Да

    Применение цепочки ценности

    Для конкурентного анализа

    Конкурентное сравнение элементов цепочки ценности позволяет определить преимущества или недостатки по сравнению с соответствующими блоками у конкурентов.

    Для анализа внутренней среды

    Цепочка ценности помогает оценить значение того или иного типа деятельности (например, по затратам), его роль в создании конкурентного преимущества. Этот инструмент удачно демонстрирует взаимосвязь ресурсного и функционального представления внутренней среды.

    Для координации аутсорсинга

    Цепочка ценности демонстрирует, что итоговая потребительская ценность складывается не только из внутренних операций, но и из результатов деятельности поставщиков и дистрибьюторов. Выявление «аутсорсинг-блоков» позволяет оценивать и контролировать их участие в существующем процессе создания продукта.

    Добавить комментарий