Стратегический анализ — совокупность процессов и подходов к организации деятельности, направленных на поиск и структурирование информации, необходимой для разработки и принятия стратегических решений.
Традиционно, в этом разделе стратегического менеджмента изучаются особенности применения инструментов стратегического анализа и содержание внешней и внутренней среды организации.
Навык стратегического анализа вместе с системностью мышления являются отличительными чертами хорошего стратега — он способен воспринимать, оценивать и соотносить большое количество информации, складывая ее в сложную структурированную картину.
«Прилунение невозможно, если дорога на Луну выбрана произвольно и непредсказуемо, без опоры на познанные законы природы и научно разработанные траектории полета» © Фриц Риман
Функция стратегического анализа — снижение уровня неопределенности при разработке стратегии и принятии стратегических решений за счет поиска и структурирования необходимой информации.
Понимание стратегического анализа
При изучении стратегического анализа следует помнить, что все решения принимаются на основе имеющейся информации, а обладая точной и достоверной информацией, можно принимать верные решения с большей вероятностью. Но получить такую информацию во многих случаях бывает сложно. Получить точную и достоверную информацию относительно стратегических решений — практически невозможно. Поэтому стратегический анализ позволяет лишь снизить уровень неопределенности будущего.
Стратегический анализ работает не только с информацией об условиях принятия решения, но и с информацией о результате принимаемого решения.
Искомая информация может касаться каких-то исходных условий, например, сведения о качестве материала, из которого будет создаваться продукт, прогноз погоды для проведения мероприятия, понимание компетенции сотрудников, работающих над новой разработкой и т.п.
Также важна информация о последствиях предполагаемых действий. Например, что масштабное производство бумаги будет затрачивать огромные экологические ресурсы, что прием антибиотиков не только убивает бактерии, но и разрушает иммунитет, что сказанная шутка не только развеселит компанию, но и обидит собеседника.
Положения, определяющий стратегический анализ
- Затрагивает не только условия принимаемых решений, но и их последствия.
- Расширение горизонта планирования увеличивает неопределенность и, соответственно, потребность в информации.
- Сложность анализа определяется структурой и динамикой исследуемой системы.
- Основывается на логике причинно-следственных связей.
- Предполагает большое количество допущений и никогда не дает абсолютно достоверных результатов.
- Стратегический анализ требует постоянного применения и не может быть завершен.
Источники стратегического анализа
Мы обладаем только теми сведениями, которые есть сейчас или были в прошлом. Анализ этих данных позволяет моделировать и прогнозировать будущее. Он позволяет находить и формулировать тренды и тенденции, которые становятся «информационными направляющими» для планов и прогнозов.
Главной «пищей» для стратегического анализа является среда организации. Она представляет собой совокупность условий, в которых существует организация. Эти условия могут формироваться разными группами факторов. Традиционно выделяют факторы внешней среды и факторы внутренней среды. Также в отдельную группу факторов среды стоит выделить стейкхолдеров (заинтересованных лиц), которые находятся и во внешней, и во внутренней среде, но требуют особого внимания со стороны стратегического анализа.
Для оценки условий, определяющих принимаемые стратегические решения, исследуется среда организации.
Для оценки последствий принимаемых стратегических решений оценивает исследуется среда организации и стратегические цели организации (которые могут рассматриваться как часть ее среды).