Стратегия интеграция — корпоративная стратегия расширения бизнеса, при которой формируемые бизнес-единицы оцениваются с точки зрения вклада в технологический цикл создания продукта.
В западной литературе используется емкое понятие «охвата» фирмы (scope of the firm), которое означает присутствие компания в различных этапах технологического цикла (вертикальный охват) или расширение в рамках одного из этих этапов (горизонтальный охват).
Вертикальный «охват» фирмы (vertical scope) — описание выполняемых этапов технологической цепочки.
Горизонтальный «охват» фирмы (horizontal scope) — описание масштаба бизнеса в рамках выполняемого функционала.
Значение стратегии интеграции
- Максимизация прибыли
- Снижение издержек и повышение эффективности бизнеса
- Расширение географического присутствия
- Расширение продуктового портфеля
- Получение доступа к ценным ресурсам
- Защита от неопределенности будущего
- Снижение зависимости от внешней среды
Виды стратегии интеграции
Стратегия интеграции может быть направлена на расширение горизонтального охвата фирмы (горизонтальная интеграция) или на расширение вертикального охвата фирмы (вертикальная интеграция).
Горизонтальная интеграция предполагает слияние ресурсов отдельных бизнес-единиц в рамках одного этапа технологической цепочки создания продукта. Другими словами, бизнес-единицы, участвующие в этом процессе, создают схожий продукт (товар, услугу) для схожих рыночных сегментов.
Вертикальная интеграция предполагает расширение компании путем включения в состав бизнес-единиц, оперирующих на различных этапах технологической цепочки. Вертикально-интегрированной компания может считаться, когда ее спектр деятельности охватывает два и более этапа технологического цикла создания продукта.