Планирование — одна из основных функций менеджмента, которая включает в себя определение целей, разработку путей достижения намеченных целей и создание комплекса планов для координации необходимых действия по реализации этих целей.
В широком смысле, под планированием понимают мыслительный процесс, основывающийся на анализе ситуации и постановке необходимых для этой ситуации целей.
Планирование определяет не только желаемые результаты (что будет сделано?), но и процесс достижения этих результатов (что будет сделано для их достижения?).
«Будущее, которое вы выбираете, гораздо важнее, чем то, что вы знаете о ваших прошлых или текущих способностях» © Чарльз Смит
Планирование часто называют главной функцией менеджмента, потому что именно оно формирует основу для всех остальных функций, выполняемых менеджером.
В самой общей классификации выделяется формальное и неформальное планирование.
Неформальное планирование
В неформальном планировании ничего не фиксируется письменно, установленные цели слабо распределены между другими участникам организации. Оно характеризуется низкой степенью преемственности (continuity) — цели и планы не прорабатываются при передаче на более низкие уровни управления.
Неформальное планирование популярно в маленьких организациях, где руководитель (часто собственник) определяет путь развития, руководствуясь собственными желаниями и видением будущего. Может также присутствовать в крупных организациях, но чаще всего, это характеризуется низкой эффективностью внутреннего управления.
Формальное планирование
В формальном планировании конкретные цели зафиксированы письменно и распределены между членами организации. При таком подходе разрабатываются специальные программы по достижению поставленных целей, менеджеры координируют цели и задачи на разных уровнях управления, обеспечивается синхронность действий между различными организационными единицами.
Когда в менеджменте говорят о планировании, чаще всего под этим понимается формальное планирование.
Основные функции планирования
1. Планирование формирует направление
Планирование дает понимание того, куда движется организация и что необходимо делать для достижения целей. В таком случае, участники организации могут координировать свои действия, корректно взаимодействовать друг с другом и реализовывать свой потенциал для реализации намеченных целей.
2. Планирование снижает неопределенность
Будущее всегда изменчиво и неопределенно. При помощи планирования формируются сведения и представления о том, что необходимо получить и что может произойти. Эти данные становятся ориентирами, которые определяют предстоящие действия и решения.
3. Планирование устраняет дублирование функций
Когда выполняемые работы регулируются установленными планами, устраняется дублирование функций и избыточность действий. Это позволяет снижать издержки выполнения работ и сокращать необходимое время выполнения заданий.
4. Планирование формирует основу для контроля
Планирование создает цели, которые выступают в роли стандартов при осуществлении функции контроля. Именно с ними сравниваются фактические результаты и показатели, которые достигаются в ходе реализуемой деятельности. Это позволяет определить отклонения и сформулировать необходимые корректирующие действия.
Технологии планирования
Прогнозирование
Прогнозирование является способом предсказывание будущих событий на основе реальных фактов и существующих закономерностей. В прогнозировании происходит определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Наиболее доступными и применимыми методами прогнозирования являются экспертная оценка и статистическая экстраполяция. Они, например, постоянно применяются при составлении финансовых планов и бюджетов.
Сценарное планирование
Представляет собой форму планирования, основанную на изображении возможных альтернатив (изображений возможного будущего) и построении соответствующих планов в каждом из возможных вариантов. Идея сценарного планирования основывается на вопросе: «а что если?».
Содержание сценарного планирования включается проработку условий каждого сценария и формулирование соответствующих действий. В качестве примеров таких условий можно рассмотреть цену на нефть, курс доллара или количество покупателей в определенный период.
Более подробно про сценарное планирование можно прочитать в отдельной статье.
Бенчмаркинг
Эта технология основывается на поиске и дальнейшем использовании успешной практики реализации каких-либо процессов другими организациями. В более узком понимании бенчмаркинг — копирование эталонных процессов у конкурирующих компаний.
Так или иначе, ключевая идея этого метода заключается в использовании существующих примеров с целью улучшения собственного функционирования. В планировании бенчмаркинг помогает формулировать цели и разрабатывать планы, основываясь на существующем опыте других субъектов.