Конкурентоспособность — способность субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях соперничества.
Если вглядываться в определение конкурентоспособности, то сразу становится понятно, что это способность быть конкурентным. Быть конкурентным здесь означает быть сильным и значимым в условиях конкуренции.
Понимание конкурентоспособности
Понятие конкурентоспособности закономерно помещается в рамки поведенческого подхода к пониманию конкуренции — в ситуации, когда рассматриваются и оцениваются способности игроков участвовать в соперничестве.
Понимание конкурентоспособности не ограничивается рыночными и материально-денежными отношениями. Как уже отмечалось, конкуренция присутствует при приеме на работу или в процессе избрания на какую-то публичную должность. Такая же ситуация с поступлением в университет или с попаданием в спортивную команду. Любое состязание на игровой площадке, в спортивном зале или виртуальном пространстве воспринимается как конкуренция.
В разговорной речи прилагательное «конкурентоспособный» часто используется в одном ряду с понятиями «успешный», «благополучный», «эффективный». Достижение конкурентоспособности неразрывно связано с интересами социально-экономических систем.
Так, например, конкурентоспособные общественные организации способны привлекать к себе внимание широкой аудитории, значимые экологические движения могут заинтересовать большее число волонтеров, а влиятельные религиозные структуры успешно расширяют число своих последователей.
Конкурентоспособность предприятия
В контексте бизнес-стратегии понятие «конкурентоспособный» используется как показатель рыночного успеха и благополучия организации. Фактически, конкурентоспособность можно использовать в качестве метрики качества реализации стратегических намерений.
Правильное и корректное выполнение стратегических шагов будет приводить организацию к повышению ее конкурентоспособности, а ошибки и неудачи — снижать конкурентоспособность.
Важно понимать, что конкурентоспособность показывает результат «работы» конкурентного преимущества, которое, в свою очередь, формируется ресурсным потенциалом организации.
“Strategic” in this context refers to the fact that the question is relevant to the organization’s ability to compete — its competitiveness. © Tovstiga
Стоит отметить, что метрика конкурентоспособности будет работать даже при отсутствии явных конкурентов. Реальное существование соперников не имеет принципиального значения — в современных условиях соперничество может происходить с динамичными условиями среды, которые определяют поведение потребителя и его интересы в конкретный момент времени.
Уникальный музей или заповедник может не иметь аналогов в мире, однако он не станет интересен посетителям, если не будут приложены необходимые усилия по реализации его потребительской ценности. Именно его конкурентоспособность будет показателем востребованности у потенциальных клиентов и определит, насколько благополучным будет его существование в долгосрочной перспективе.