План — система заранее обдуманных и взаимосвязанных действий, разворачивающихся во времени и направленных на достижение цели.
Слово «План» изначально происходит от латинского planus (ровный, плоский), но в настоящее время имеет несколько значений. Одно из значений плана — это схема или чертеж, изображающий пространство и расположение объектов в какой-либо местности, помещении или сооружении. Фактически, это значение «плана» синонимично понятию «карта». Другое значение плана — это описание последовательности действий, которые должны быть выполнены для достижение желаемых целей и намерений.
План в значении карты помогает ориентироваться в пространстве, так же, как и план-последовательность помогает ориентироваться в будущем. Наблюдая план здания, мы можем понять расположение не находять в данном пространстве. Точно так же план действий помогает определить последовательность событий, не находясь в установленном отрезке будущего.
Функция плана — интеграция времени, действий и результатов, через которую человек или организация могут взаимодействовать с еще не наступившим будущим.
Классификация планов
Классификация поможет развернуто ответить на вопросы о том, что же является планом, и каким он может быть. В действительности планы могут обладать совокупным набором характеристик и относиться сразу к нескольким типам из представленной классификации.
- По широте охвата: стратегические (strategic) и операционные (operational)
- По временному периоду: долгосрочные (long-term) и краткосрочные (short-term)
- По степени детализации: направляющие (directional) и конкретные (specific)
- По частоте использования: разовые (single-use) и постоянные (standing)
- По форме представления: описательные (descriptive), цифровые (numerical), графические (graphic)
Стратегические и операционные планы
Стратегические планы применяются ко всей организации, определяют ее глобальные цели и ориентированы на поиск ее места в условиях окружающей среды. Этому типу планов характерна долгосрочная перспектива и широкий взгляд на организацию.
Операционные планы детализируют и конкретизируют то, как будут достигаться глобальные цели организации. Этому типу планов свойственна краткосрочная перспектива и ориентация на определенное функциональное направление.
Долгосрочные и краткосрочные планы
Долгосрочными традиционно называются планы, которые покрывают временной период более 5 лет. В свою очередь, краткосрочные планы ориентированы на перспективу до 1 года. Временной промежуток между ними принято называть среднесрочной перспективой. Однако, такое обозначение с каждым годом теряет свою актуальность. Это происходит из-за серьезных отраслевых различий ведения бизнеса (долгосрочная перспектива в ИТ и в пищевой промышленности будут иметь различные временные рамки), а также из-за увеличения скорости экономических процессов во внешней среде.
Конкретные и направляющие планы
Конкретным планам характерно четкое и понятное содержание, которое исключает двусмысленную интерпретацию и минимизирует недопонимание. Они основываются на корректно сформулированных целях и использовании различных уточняющих показателей. Хорошим примером конкретного плана может являться план продаж магазина или план рекламной кампании в интернете. Используются в условиях достаточной информации.
Направляющие планы основаны на определении общих ориентиров и правил реагирования на предстоящие изменения. Они применяются в условиях высокой неопределенности и ограниченности информации. Примером такого плана может быть roadmap нового лекарства или уникальной программной технологии. Реализация такого плана предъявляет высокие требования к компетентности сотрудников.
Разовые и постоянные планы
Разовые планы разрабатываются специально для конкретной ситуации. После реализации они становятся неактуальными и могут нести ценность только в качестве опытно-статистической информации.
Постоянные планы являются «многоразовыми», реализация которых повторяется с той или иной периодичностью. Наглядными примерами постоянных планов являются правила, политики и процедуры, которые предопределяют поведения членов организации в определенных условиях.
Графический, цифровой и описательный планы
Описательный план состоит из перечня целей, действий и положений, описывающих способы достижения результата. Простейшим примером описательного плана будет являться список покупок или список дел на предстоящую неделю.
Ключевая информация в цифровом плане представлена в виде количественных показателей — дробей, процентов или натуральных величин. К таким планам будут относится бюджеты и большинство маркетинговых планов коммерческих организацией.
Графический план основывается на визуальном представлении ключевой информации. Графическим планом будет являться диаграмма Ганта реализуемого проекта, изображение экономических циклов, хронология этапов «дорожной карты».