Корпоративная стратегия — это комплексная стратегия, которая основывается на возможностях имеющихся бизнес-единиц и характеризует общее направление развития корпоративного предприятия.
В русскоязычной среде прилагательное «корпоративный» приравнивается к слову «организационный», однако для корректного понимания корпоративной стратегии стоит посмотреть на этот эпитет более внимательно.
Что такое корпорация?
Несколько точек зрения относительно определения корпорации:
Корпорация — это крупная, обычно диверсифицированная, фирма [businessdictionary.com].
Корпорация — это крупная компания или группа компаний, которая управляется как единая организация [dictionary.cambridge.org].
Корпорация — форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму [dic.academic.ru].
Корпоративное предприятие имеет сложную организационную структуру, включает в свой состав несколько стратегических единиц бизнеса и характеризуется многопродуктовой производственно-сбытовой деятельностью [Байков].
Многоотраслевую компанию принято называть корпорацией, а моноотраслевую компанию с точки зрения стратегического управления часто рассматривают как бизнес-единицу.
В общем понимании корпорацией можно сказать, что корпорация — форма организации, подразумевающая в своем составе не менее двух стратегических единиц бизнеса.
Понимание корпоративной стратегии
Корпоративной стратегией можно назвать главную стратегию многотраслевой компании, в которой выделяются две и более стратегических единицы бизнеса.
Если организация имеет в своем портфеле несколько бизнесов (бизнес-единиц), то менеджмент решает задачи двух типов:
Взаимодействие СЕБ внутри компании представляет собой перераспределение и использование создаваемых и имеющихся ресурсов. В большинстве случаев, здесь подразумеваются именно финансовые активы. Другими словами, стратегия корпорации реализуется корпоративным центром организации, в котором решаются задачи перераспределения прибыли от деятельности бизнес-единиц, реструктуризации компании и выхода на новые рынки.
Корпоративная стратегия направлена на увеличение прибыльности компании, а также ее рыночную капитализацию.
Прибыльность достигается за счет оптимального использования возможностей стратегических бизнес-единиц. Тут следует отметить, что конкуренция на уровне корпораций будет существовать на уровне фондовых рынков. В этом случае компании будут конкурировать не за клиентов, а за внимание и средства инвесторов и акционеров.
Важной и характерной особенностью корпоративной стратегии является возможность использовать ресурсы одной бизнес-единицы для реализации интересов другого бизнеса или компании в целом.
Ресурсам корпорации будут являться не только имеющиеся организационные ресурсы единиц бизнеса, но и результаты их непосредственной деятельности — производимые товары и услуги.
Виды корпоративной стратегии
В качестве существующих разновидностей корпоративной стратегии традиционно называют стратегию диверсификации (связанную и несвязанную), стратегию вертикальной интеграции и стратегию горизонтальной интеграции.
1. Стратегия диверсификации — корпоративная стратегия, описывающая процесс выхода организации на новый рынок за счет создания или приобретения соответствующей бизнес-единицы. Стратегия диверсификации делится на связанную и несвязанную.
1.1 Связанная (related) диверсификация фокусируется на получении новой бизнес-единицы, в которой элементы цепочки ценности будут схожи с теми, которые уже существуют в портфеле корпорации.
1.2 Несвязанная (unrelated) диверсификация предполагает приобретение бизнес-единицы, не имеющей соответствий в составе цепочки ценности с текущими направлениями корпорации, но обладающей потенциалом для повышения прибыльности всей компании.
2. Стратегия интеграция — корпоративная стратегия расширения бизнеса, при которой формируемые бизнес-единицы оцениваются с точки зрения вклада в технологический цикл создания продукта.
2.1 Стратегия горизонтальной интеграции предполагает слияние ресурсов отдельных бизнес-единиц в рамках одного этапа технологической цепочки создания продукта.
2.2 Стратегия вертикальной интеграции предполагает расширение компании путем включения в состав бизнес-единиц, оперирующих на различных этапах технологической цепочки.