Что такое стратегия предприятия?

Понятие стратегии довольно универсально и может применяться к различным типам систем, в том числе, социально-экономическим. Но чаще всего стратегию употребляют, когда говорят о бизнесе или коммерческих организациях.

В этом случае удобнее называть ее стратегией предприятия или стратегией организации. Стоит сказать, что в прямом переводе с английского это чаще все будет называться стратегией бизнеса (business strategy), что может пересекаться по значению со стратегией бизнес-единиц.

Такому пониманию стратегии посвящено большинство существующих определений, классификаций и исследований. Именно подход к стратегии как к инструменту бизнеса описан в большинстве источников по маркетингу и менеджменту.

Понимание стратегии предприятия

Strategy is about leading your organization to a future in which you are able to compete more effectively and to achieve prosperity and sustainability. © Kewan Williams

Представленное Виллиамсом определение можно назвать наиболее характерным для стратегии предприятия — такая стратегия предназначена для ведения организации в будущее, в котором она сможет конкурировать более эффективно и достигать устойчивости и процветания.

Другим удачным определением стратегии бизнеса может являться классическое представление Г. Минцберга. Его концепция рассматривается стратегию в виде пяти состояний (5P): шаблон (pattern), перспектива (perspective), уловка (ploy), позиция (position), план (plan).

  • Шаблон — аспект стратегии, определяющий «правильный» образец поведения сотрудников в конкретных условиях. Стратегия-шаблон выполняет функцию синхронизации различных векторов внутри организации.
  • Перспектива — состояние, в котором стратегия определяет направление развития организации. Стратегия-перспектива основывается на формировании видения желаемого будущего.
  • Уловка — аспект стратегии, который отражает ее роль в условиях конкуренции и соперничества. Стратегия-уловка — это особое, «хитрое» решение, позволяющее победить в условиях установленных ограничений.
  • Позиционирование — в этом понимании стратегия отвечает за то, как организация представляет себя во внешней среде, в чем ее роль и предназначение.
  • План — аспект, отражающий наиболее популярную форму представления стратегии. Так или иначе, стратегия является системой целей и путей их достижения.

Так или иначе, но стратегия предприятия ориентирована на развитие бизнеса, улучшение показателей деятельности и повышения его конкурентоспособности (или конкурентоспособности его бизнес-единиц).

Стратегия предприятия может охватывать широкий круг фундаментальных вопросов существования организации, ее смысла и предназначения. Такую стратегию часто называют общей или генеральной (general strategy).

С другой стороны, стратегия может фокусироваться на частных функциональных областях. В контексте бизнеса это могут быть конкурентные или функциональные стратегии, например, маркетинга или производства.

Стратегия развития организации

Главная идея такой стратегии заключается в том, что каждое последующее состояние организации должно быть лучше предыдущего. Понятие «лучше» здесь будет основываться на оценке общих экономических показателей, например, прибыли, доли рынка, количества сотрудников, качества бизнес-процессов и т.п.

Другими словами, если компания со временем улучшает значение своих показателей или значение ключевых параметров, то можно говорить о ее развитии, и наоборот. Традиционно, стратегия развития предприятия направлена на формирование устойчивого конкурентного преимущества, максимизацию прибыли и, как видно из представленных определений, достижения процветания и стабильности в будущем.

Это достигается посредством определенного набора действий, который будет универсальным для большинства коммерческих организаций.

  • Действия по увеличению продаж и доли рынка через повышение уровня функционирования, качество продукции или предоставления услуг.
  • Действия по увеличению продаж и доли рынка за счет снижения цен, основанных на сокращении издержек
  • Действия по входу или выходу на новые продуктовые или географические рынки.
  • Действия по использованию внешних рыночных возможностей или защите от внешних угроз.
  • Действия по укреплению рыночных позиций и конкурентоспособности за счет слияния и поглощения.
  • Действия по укреплению конкурентоспособности через стратегические альянсы и стратегическое партнерство.
  • Действия направленные на эффективное управления функциональными направлениями организации (производство, маркетинг, финансы и т.п.).
  • Действия по улучшению, созданию или приобретению конкурентных ресурсов и способностей.
  • Действия по укреплению покупательской позиции организации по отношению к поставщикам и дистрибьюторам.
  • Стратегия развития организации соответствует естественному порядку вещей — любой здоровый человек стремится к благополучию и стабильности, он создает организации, которые направлены на расширение их деятельности и повышение экономической эффективности.

    Добавить комментарий