VRIN-тест

VRIN-тест — методика оценки ресурсов организации с точки зрения их потенциальной полезности для укрепления конкурентного преимущества. Название VRIN складывается из первых букв характеристик, составляющих содержание этого анализа: Valuable (ценный), Rare (редкий), Inimitable (невоспроизводимый), Nonsubstitutable (незаменимый).

Первые два требования (Value, Rare) определяют общую полезность для формирования конкурентного преимущества.

Вторые два (Inimitable, Nonsubstitutable) — определяют возможность формирование устойчивости конкурентного преимущества.

Требования VRIN

Ценный (valuable)

В этом требовании оценивается, насколько выбранный ресурс релевантен создаваемому конкурентному преимуществу, создает ли он дополнительную потребительную ценность продукту в существующих рыночных условиях. Например, для аптеки продуманное оформление торгового зала будет являться ценным ресурсом.

Определяющий вопрос: приносит ли этот ресурс пользу для формируемого конкурентного преимущества?

Редкий (rare)

Эта характеристика демонстрирует распространение исследуемого ресурса среди существующих игроков индустрии. Общедоступные ресурсы не добавляют преимущества в конкуренции, а обладание редким ресурсом априори часто выводит в лидеры. Редким ресурсом для большинства компаний будет наличие избыточных финансовых активов.

Определяющий вопрос: есть ли этот ресурс у большинства наших конкурентов?

Невоспроизводимый (inimitable)

Эта характеристика показывает, насколько трудно конкурентам скопировать существующий у компании ресурс. Ресурс, который сложно воспроизвести, добавляет устойчивости к конкурентному преимуществу. Трудно воспроизводимыми ресурсами будут считаться успешные маркетинговые активности, внутриорганизационные отношения и процессы, деловые связи с поставщиками и партнерами.

Определяющий вопрос: могут ли этот ресурс воспроизвести наши конкуренты без серьезных дополнительных инвестиций?

Незаменяемый (nonsubstitutable)

Этот параметр показывает степень возможности равноценной замены ресурса на какой-либо другой. Ресурсы, отвечающие этому требованию, обычно уникальны и «привязаны» к организации. Схожий ресурс/подход может приблизить к желаемой ценности, но не даст точно такого же эффекта. Яркий пример назаменяемых ресурсов: репутационные и знаниевые ресурсы, которые тесно связаны с историей и уникальными характеристиками организации.

Определяющий вопрос: можно ли использовать другой (например, более доступный) ресурс для достижение такого же эффекта?

Проведение VRIN-анализа

Базовая логика этого тестирования заключается в последовательной проверке отдельных ресурсов на соответствие перечисленным требованиям. Сначала оценивается ценность ресурса, затем его редкость, невоспроизводимость, незаменимость. Такой подход справедливо говорит, что если ресурс не является ценным, то его нет смысла оценивать его по остальным критериям.

Но на практике VRIN-тест может быть использован в качестве метода анализа стратегического потенциала организации с представлением детальной характеристики по каждому ресурсу.

В упрощенной варианции VRIN-тестирования мы можем отмечать, соответствует ли ресурс установленным требованиям, в простой двоичной системе «Да/Нет».

Ресурсы студии графического дизайна V R I N
Наличие базы графических шаблонов и заготовок Да Нет Нет Нет
Внедренные гибкие технологии (Agile) управления проектами Да Нет Да Да
Сайт с развернутой информацией о компании и ее услугах Да Нет Нет Нет
Хорошо оборудованные рабочие места Да Нет Нет Нет
Высокий уровень командной работы над проектами Да Нет Да Да
Доверительные партнерские отношения с ключевыми поставщиками Да Да Да Да
Хорошии позиции в модных рейтингах креативных агентств Да Да Нет Нет

Для более развернутого представления можно использовать балльно-рейтинговую систему оценки, которая подразумевает отображение степени соответствия ресурса каждому пункту.

Ресурсы студии графического дизайна V R I N
Наличие базы графических шаблонов и заготовок 7 2 1 1
Внедренные гибкие технологии (Agile) управления проектами 9 4 10 9
Сайт с развернутой информацией о компании и ее услугах 8 4 3 1
Хорошо оборудованные рабочие места 9 4 1 4
Высокий уровень командной работы над проектами 10 5 9 8
Доверительные партнерские отношения с ключевыми поставщиками 7 7 7 10
Хорошии позиции в модных рейтингах креативных агентств 7 6 3 5

Подобное представление ресурсов организации дает срез хороший текущего состояния компании, что может быть использовано в качестве основы для разработки стратегии.