SWOT-анализ — метод комплексного анализа внешней и внутренней среды организации, основанный на перекрестном (матричном) сочетании факторов. Этот метод выявления и структурирования факторов очень прост, удобен и универсален.
Его суть заключается в соотношении природы возникновения факторов (внешняя или внутренняя среда) и типа их воздействия (положительное или отрицательное) на рассматриваемую систему.
Название метода является аббревиатурой слов: Strengths (S), Weaknesses (W), Opportunities (O), Threats (T).
Метод SWOT создан теоретиками менеджмента в качестве инструмента стратегического анализа для изучения воздействия среды организации на ее долгосрочное развитие. Но в настоящее время он активно используется за пределами экономических дисциплин: SWOT удобен для планирования проектов, генерации идей в условиях неопределенности, разработки групповых и индивидуальных решений и т.д.
Его популярность и практическая ценность обуславливаются наглядностью анализа и простотой получения оптимальных решений для сложившейся ситуации.
Компоненты SWOT
Положительное воздействие | Отрицательное воздействие | |
Внутренние факторы | STRENGTHS (способности и компетенции, ценные ресурсы) |
WEAKNESSES (недостатки и проблемы внутри компании) |
Внешние факторы | OPPORTUNITIES (источники ценных ресурсов за пределами организации) |
THREATS (источники опасностей и проблем за пределами организации) |
Сильные стороны организации (Strengths)
В эту группу будут относиться те факторы, которые оказывают положительное влияние и находятся «на территории» организации. Традиционно сюда попадают все значимые и полезные ресурсы организации, ее способности и компетенции.
При этом, внимание следует уделять именно тем ресурсам, которые имеют наибольшее значение в выбранном контексте анализа.
Слабые стороны организации (Weaknesses)
Этот блок будут составлять факторы, которые можно назвать проблемами или недостатками организации. Сюда стоит записывать недостаток необходимых ресурсов, слабые места в процессах и процедурах, неблагоприятное наследие в виде бренда и репутации и др.
При определении пунктов этого раздела важно выявлять причины и первоисточники, а не результаты и последствия. Например, не стоит акцентировать внимание на высокой цене продукта, так как она будет являться результатом влияния факторов цепочки ценности.
Возможности организации (Opportunities)
Возможности организации — это ресурсы и возможные источники получения «блага» за пределами организации. Они существуют вне зависимости от состояния и намерений системы. Для SWOT-анализа важно обнаружить эти ресурсы внешней среды и оценить их значение для развития организации.
В этом разделе регулярно встречается ошибка, когда формулировка возможностей отражает не источник ресурсов, а намерения или предполагаемые действия. Например, часто употребляют «выход на рынок детских товаров» вместо «доступность рынка детских товаров». Сама по себе такая ошибка не критична, но при работе с матрицей SWOT нарушения в формулировках будут серьезно осложнять работу.
Угрозы организации (Threats)
Это потенциальные источники проблем, находящихся во внешней среде. Они могут быть представлены как явные и наблюдаемые опасности, так и как внезапные рисковые события, которые причиняют вред деятельности организации.
Качество формирования этой группы факторов очень требовательно к проницательности и аналитическим способностям исследователя.
Матрица SWOT
Выявление факторов и группировка их по четырем категориям SWOT сами по себе не несут особой управленческой ценности. Поэтому SWOT-анализ имеет «приложение» в виде матрицы, в которой пересечение выявленных факторов позволяет генерировать подходящие варианты решений. Пересечения создают конкретные условия, которые нуждаются в конкретных действиях.
Такой подход позволяет относительно быстро создавать массив идей, которые в дальнейшем могут использоваться в качестве основы будущих действий и мероприятий.
STRENGTHS (сильные стороны) |
WEAKNESSES (слабые стороны) |
|
OPPORTUNITIES (возможности) |
Сильные стороны/ Возможности |
Слабые стороны/ Возможности |
THREATS (угрозы) |
Сильные стороны/ Угрозы |
Слабые стороны/ Угрозы |
Сильные стороны/Возможности — действия, использующие сильные стороны организации для достижения и реализации возможностей внешней среды.
Сильные стороны/Угрозы — действия, использующие сильные стороны организации для минимизации влияния угроз внешней среды.
Слабые стороны/Возможности — действия, использующие возможности внешней среды для преодоления слабых сторон организации.
Слабые стороны/Угрозы — действия, позволяющие минимизировать влияние и вероятности угроз внешней среды организации и преодоления слабых сторон организации.
Пример SWOT-анализа
Для понимания сути SWOT-анализа рассмотрим простой пример, который будет представлять собой исследование потенциала «обычного» студента-выпускника (по экономической специальности), сталкивающегося с проблемой поиска первой работы.
STRENGTHS (способности и компетенции, ценные ресурсы) |
WEAKNESSES (недостатки и проблемы внутри компании) |
Широкий кругозор Ответственность и исполнительность Организованность в командной работе Знание MS Office Доброжелательность Знание инструментов и методов PM Знание основ менеджмента и управления организацией |
Низкий уровень владения английским языком Непунктуальность Недостаток профессиональных знаний Наличие вредных привычек Отсутствие профессионального опыта Профессиональная неуверенность Ограниченность в финансовых средствах Отсутствие знаний профессионального ПО |
OPPORTUNITIES (источники ценных ресурсов за пределами организации) |
THREATS (источники опасностей и проблем за пределами организации) |
Широкий выбор образовательных программ Доступность обучающих материалов по ПО Наличие практик и стажировок в крупных компаниях Доступ к информации о требованиях к вакантным позициям Возможность удаленной работы Толерантность взглядов к работе не по специальности Форумы, конференции и семинары |
Высокие входные требования к опыту и квалификации Большое количество недобросовестных работодателей Предвзятое отношение к бакалавриату Трудность оценки компетентности по гуманитарным специальностям Распределение вакансий по личным связям Большое количество претендентов на вакантные позиции |
Как видно из этого примера, SWOT-анализ может быть успешно применим к различным ситуациям и контекстам, которые не связаны с решением экономических задач бизнеса.