Что такое стратегия?

Стратегия — это концепция действий в долгосрочной перспективе, направленная на достижения основных целей системы.

Если говорить более простым языком, то стратегия — это сформулированное понимание того, как достигать желаемых долгосрочных результатов. Стоит отметить, что стратегию можно назвать частным видом плана, но все-таки это понятие имеет ряд отличительных характеристик.

Про стратегию в последнее время говорят много и часто. Особенно этот термин любят топ-менеджеры и маркетологи. При этом, его обычно используют в значении «очень полезный и серьезный план»,  пренебрегая существующим семантическим значением этой категории.

Важнейшей и определяющей особенностью стратегии является то, что она направлена на достижение целей, недостижимых в существующих условиях. Следовательно, любая стратегия предполагает действия как направленные на изменение существующих условий, так и способствующих выполнению намеченных ориентиров из «улучшенного» состояния системы.

Стратегия создается для получения результата, недостижимого в условиях настоящего

Например, если компания хочет открыть два новых цеха, то она сначала должна получить необходимый поток денежных средств и увеличить потребность в производимом товаре (новое состояние системы), а лишь затем, из этих условий переходить к достижению поставленных целей.

Более подробно эта идея раскрывается в разделе горизонты планирования.

Стратегия и тактика

«…тактика учит использованию вооруженных сил в бою, в то время, как стратегия учит использованию боев для достижения целей войны» © Карл Фон Клаузевиц, 1832

Слово «стратегия» (греч. στρατηγός) имеет греческое происхождение и первоначально связывалось с деятельностью военачальников и генералов.

Стратегия в военном ремесле описывала пути достижения победы в рамках всей военной кампании. Понятие «тактика» использовалась для описания способов победы в отдельном сражении, которое, в свою очередь, вносило вклад в успех всей кампании.

Такой подход позволяет говорить о том, что стратегия направлена на верхние цели системы (глобальность стратегии),  имеет сложную многокомпонентную структуру (композитность стратегии) и достигается через промежуточные состояния и результаты (долгосрочность стратегии).  Именно эти три характеристики можно назвать признаками стратегии, которые отличают ее от тактики и других форм «нестратегического» планирования.

В настоящее время этот термин активно используется не только в военном деле, но и в маркетинге, менеджменте, экономике, теории игр, а также обозначает популярный жанр компьютерных игр.

Классические определения стратегии

О стратегии как экономической категории активно заговорили во второй половине XX века. Тогда стали формироваться основы стратегического менеджмента, и появляться определения стратегии, которые сейчас можно назвать классическими. Некоторые из них схожи в своем содержании, а некоторые могут сильно противоречить друг другу.

«…the field of strategic management cannot afford to rely on a single definition of strategy…explicit recognition of multiple definitions can help practitioners and researchers alike to maneuver through this difficult field»© Mintzberg

Рассмотрим несколько из них:

Стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей © Chandler

Стратегия представляет собой основополагающую картину настоящего, планируемое использование ресурсов, а также взаимодействие с окружающей средой, которое показывает, как организация будет достигать поставленные цели © Hofer, Schendel

Стратегия — образец решения, который представляется собой единство, согласованность и внутреннюю последовательность стратегических решений компании, которые позиционируют компанию во внешней среде и придают фирме уникальность, возможность мобилизовать ее сильные стороны и вероятность добиться успеха на рынке © Andrews

Стратегия — это способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны © Porter

Стратегия — это понимание места и роли компании в будущем потоке событий, позволяющее сформировать интегрированный набор действий, направленный на создание устойчивых конкурентных преимуществ © Gluck, Kaufman, Walleck

Стратегия — план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, достижение поставленных целей и удовлетворение потребностей потребителей © Thompson, Strickland

Классические определения стратегии формировались на стыке активных научных исследований и практики крупных коммерческих организаций. Поэтому вполне закономерно, что почти все подобные определения стратегии используются для интересов бизнеса и коммерческих организаций. Поэтому такую категорию правильнее назвать стратегией предприятия.

В современном представлении стратегия не ограничивается ни военным делом, ни коммерческими организациями. Это понятие универсально, удобно и справедливо для всех типов социально-экономических систем, будь то благотворительный фонд или правозащитная организация.

Виды стратегий

Если уж говорить о стратегии бизнеса, то стоит рассмотреть самые основные виды этой категории. Понимание видов стратегии дает более полное представление об этом понятии и позволяет оценить его значение в современном управлении организацией.

С точки зрения иерархии организации рассматривают три уровня стратегий:

  • Функциональные стратегии
  • Бизнес-стратегии (стратегии бизнес-уровня)
  • Корпоративные стратегии

Корпоративные стратегии, в свою очередь, также делятся на несколько видов:

  • Стратегии диверсификации (связанная, несвязанная)
  • Стратегии интеграции (горизонтальная, вертикальная)

Но, пожалуй, наиболее популярной классификацией является набор конкурентных стратегий, основанный на идеях Майкла Портера:

  • Стратегия лидерства по издержкам
  • Стратегия дифференциации
  • Стратегия сфокусированного лидерства по издержкам
  • Стратегия сфокусированной дифференциации
  • Стратегия лучшей ценности (стратегия оптимальных издержек)

Существующие виды стратегий, конечно же, не ограничиваются представленным списком. Их очень много, но не все из них имеет смысл описывать. К тому же сейчас классификации стратегий могут появляться на каждом шагу.