Что такое конкуренция?

Конкуренция — это ситуация или процесс соперничества в условиях явного или мнимого ограничения ресурсов.

Понятие конкуренции имеет довольно много значений. Оно часто используется в повседневной речи и понятно обычным людям, не погруженным в теорию экономики и юриспруденции.

Что обычно понимают под конкуренцией?

Самое простое значение — это когда несколько фирм предлагают на условном рынке примерно одинаковую продукцию. По сути, это ситуация, когда у покупателя есть выбор: взять товар у фирмы A, или у фирмы B. То есть, конкуренцию мы представляем как рыночное многообразие, противоположное монополии.

Другое не менее популярное значение — это процесс соперничества. В этом смысле конкуренция часто используется применительно к спорту, межличностным отношениям, дикой природе и ко многим другим ситуациям. Например, мы можем сказать, что животные конкурируют за еду, растения за воду и доступ к солнечному свету, а люди — за внимание или привлекательную вакансию.

Понятие конкуренции

Само слово «конкуренция» (лат. concurrentia) трактуется как столкновение или состязание, соперничество между людьми, хозяйственными субъектами в достижении одной цели на каком-либо поприще.

Тут любопытно обратить внимание на английское слово concurrent, которое означает «действующий одновременно».

В экономических науках встречаются примерно такие трактовки:

Конкуренция — соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Конкуренция — обширное понятие, характеризующее взаимодействие двух и более объектов, каждый из которых стремится получить доступ к использованию ограниченных ресурсов.

Из таких определений можно сделать следующие выводы:

  • в конкуренции всегда больше одного действующего лица
  • есть ограничения по ресурсам
  • существуют некоторые «правила игры», позволяющие понять границы соперничества

Подходы к пониманию конкуренции

Экономическая наука уделила конкуренции особое внимание. Было выработано множество концепций, подходов и трактовок, описывающих это понятие. Если упростить и обобщить, то их можно представить в виде трех основных подходов: структурного, поведенческого и функционального.

Структурный подход

В структурном подходе конкуренция рассматривается как параметр, который позволяет описать состояние рынка или отрасли. В зависимости от различных характеристик у нас может получится одно из четырех основных состояний: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Функциональный подход

Функциональный подход рассматривает конкуренцию с точки зрения ее пользы для изучаемой системы. Например, конкуренция влияет на улучшение свойств предлагаемых товаров и услуг (инновационная функция) или поддерживать сбалансированное распределение ресурсов внутри системы (распределительная и аллокационная функции).

Поведенческий подход

Поведенческий подход рассматривает конкуренцию с точки зрения реализации соперничества. Он фокусируется на тех действиях, которые предпринимают субъекты для достижения наиболее благоприятных результатов. Поведенческий подход будет отвечать на вопросы: «что будут делать индивиды в ситуации соперничества?», «как действия субъекта А повлияют на действия субъекта Б?» и т.д.

Уровень конкуренции

Для того, чтобы хорошо понимать роль и значение конкуренции, следует обратиться к такому относительному понятию, как уровень конкуренции.

Что это такое? Представьте группу людей, претендующих на одну привлекательную вакансию. В этой ситуации мы сразу видим существование конкуренции. Поставим себя на место одного из кандидатов. Если мы получим информацию, что несколько претендентов отказалось от участия в конкурсе, то для нас уровень конкуренции снизится. Точно также он снизится, если увеличится количество вакансий.

Теперь представим, что вы подсмотрели в резюме каждому из кандидатов и поняли, что их уровень компетенции невероятно высок. Уровень конкуренции для вас резко повысится, при том, что вы просто получили дополнительную информацию и интерпретировали ее на основе своего опыта. Тут уместно вспомнить мысль Джеральда МакКаллума о том, что понимание объемов искомого ресурса и возможностей участников зависит от их собственного восприятия.

Именно так уровень конкуренции может быть использован в маркетинге, политике, педагогике и других сферах, где оказывается целенаправленное влияние на поведение человека.