Стратегия вертикальной интеграции

Стратегия вертикальной интеграции предполагает расширение компании путем включения в состав бизнес-единиц, оперирующих на различных этапах технологической цепочки.

Вертикально-интегрированной компания может считаться, когда ее спектр деятельности охватывает два и более этапа технологического цикла создания продукта [Thompson, Strickland].

Стратегия горизонтальной интеграции является разновидностью корпоративной стратегии, которая основывается на понятии горизонтального «охвата» фирмы (horizontal scope).

Концепция вертикальной интеграции основывается на том, чтобы обеспечить такую схему работы, при которой продукты деятельности бизнес-единицы (output) на предыдущем этапе технологической цепочки будут ресурсами (input) для бизнес единицы следующего этапа.

Понятие input-output в структуре вертикальной интеграции

Направление создания ценности в любой технологической цепочке идет от первичного сырья к финальному полноценному продукту, потребляемому клиентом. В одно время на заводе компании Ford производственный процесс был интегрирован до такой степени (full integration), что на входе его была железная руда, а на выходе – готовый автомобиль.

Стратегия интеграции назад

Приобретение бизнес-единиц, представляющих этапы цикла в направлении ресурсов называется «интеграцией назад» (backward integration) или «обратной интеграцией». Примером успешной интеграции вперед может являться ювелирная компания Tiffany & Co., в которой первым этапом создания украшений является добыча и обработка алмазов.

Основные преимущества интеграции вперед

  1. Сокращение издержек за счет обеспечения «нужного» качества и количества сырья без переплаты за лишние параметры и установленные объемы поставок.
  2. Возможность создавать и контролировать потребительскую ценность, начиная с самых базовых ее компонентов. Производители одежды могут,например, реагировать на изменения моды, изменяя текстуру материала или технологию окрашивания.
  3. Защита и независимость от условий внешней среды. Интеграция вперед позволяет сохранять уникальность имеющихся внутри компании ценных ресурсов. Также при этом подходе корпорация становится менее зависимой от условий поставщиков, рыночных колебаний, ресурсных ограничений и других внешних факторов.

Стратегия интеграции вперед

Приобретение бизнес-единиц, представляющих этапы цикла в направлении клиента называется «интеграцией вперед» (forward integration). Открытие фирменных магазинов для расширения каналов дистрибьюции является классическим примером вертикальной интеграции «вперед».

Основные преимущества интеграции вперед

  1. Улучшенное понимания клиента, особенно в условиях дифференциации. Продажа фототехники, спортивной экипировки или профессиональных инструментов через каналы фирменных магазинов позволяет не только обеспечить необходимый сервис, но и лучше узнать клиента и его детальные потребности к товару.
  2. Надежная и контролируемая дистрибуция (в т.ч. с возможностями оптимизированной логистики). Позволяет уйти от конкуренции «за место на полке» и обеспечить себя надежными условиями сбыта. Также интеграция вперед позволяет оптимизировать такие логистические процессы, как проведение стоковых распродаж, организация возврата и перераспределение продукции.