Стратегия несвязанной диверсификации

Несвязанная (unrelated) диверсификация предполагает выход на новый рынок путем получения бизнес-единицы, не имеющей соответствий в составе цепочки ценности с текущими направлениями корпорации, но обладающей потенциалом для повышения прибыльности всей компании.

Как видно из названия, эта стратегия — подвид стратегии диверсификации, которая, в свою очередь, является традиционным примером корпоративной стратегии.

Компании, реализующие несвязанную диверсификацию, часто называют конгломератами, потому что их спектр действий широк и разнообразен.

Конгломерат (лат. conglomeratus — «скученный, уплотнённый») — соединение чего-нибудь разнородного, беспорядочная смесь, ассорти.

Компании, заинтересованные в реализации несвязанной диверсификации, почти всегда ориентированы на приобретение существующего бизнеса, нежели на внутреннее «выращивание» или совместное учреждение бизнес-единицы.

Важным параметром для оценки эффективности несвязанной диверсификации является эффект синергии, получаемый при взаимодействии бизнес-единиц из разных отраслей. Прогнозирование такого эффекта является сложной и трудоемкой задачей, стоящей перед менеджментом головной компании.

Функция родительской компании

При реализации несвязанной диверсификации очень важна и значима функция родительской компании (corporate parent) — способности головной компании укреплять, направлять и поддерживать новую бизнес-единицу.

Выполнение функции родительской компании обычно выражается в обеспечении бизнес-единицы значимыми во всех отраслях ресурсами:

  • финансовые ресурсы и инвестиции
  • существующая деловая репутация и известность продуктовых брендов
  • технологии работы с персоналом, технологии и методики планирования
  • общекорпоративные знания и источники рыночной информации
  • стандарты отчетности, контроля, качества
  • компетенции в административных функциях

Приобретение «слабых» бизнесов

Как уже отмечалось, при несвязанной диверсификации обычно приобретаются уже существующие бизнес-единицы. При этом внимание менеджмента часто фокусируется на убыточных и несостоятельных компаниях, которые не имеют высокой стоимости, но обладают благоприятными рыночными перспективами.

Важнейший аспект несвязанной диверсификации — процесс оценки состоятельности, перспективности и финансовой привлекательности выбираемой бизнес-единицы. Оценка основывается на следующих основных критериях:

  1. Возможно ли достижение заданных финансовых показателей и достижения показателя ROI.
  2. Обладает ли рассматриваемая отрасль необходимым потенциалом роста.
  3. Обладает ли бизнес-единица достаточным масштабом для вклада в укрепление прибыльности корпорации.

Приобретение такого «слабого» бизнеса позволяет избежать издержек, связанных с входными барьерами и соответствующими трудностями роста. Вложение существующих ресурсов и управленческих компетенций корпорации позволяет формировать и укреплять конкурентоспособность выбранной бизнес-единицы.

Часто после приобретения происходит стадия перестройки или реинжиниринга бизнеса. Под реинжинирингом здесь подразумевается тотальная перестройка внутренних процессов, порядка и технологий производства, принципов создания потребительской ценности.

Недостатки связанной диверсификации

1. Высочайшие требования к уровню менеджмента

Менеджменту необходимо быть не только тщательным в оценке и аналитике новой бизнес-единицы, но и компетентным при реализации ее оперативного управления.

Интересы корпорации в случае связанной диверсификации фокусируются на достижении необходимых финансовых показателей, что часто не требует детального погружения в специфику работы отдельного бизнеса. При этом знание и понимание деталей бизнеса необходимо для обеспечения его желаемого уровня конкурентоспособности, особенно в условиях кризисных ситуаций.

2. Ограниченные возможности формирования конкурентоспособности

Менеджмент сосредоточен на обеспечении для бизнес-единицы лишь необходимого уровня конкурентоспособности на рынке.

Обладая широким набором разрозненных компаний, у него нет возможностей для формирования продвинутого конкурентного преимущества отдельного бизнеса. Это наиболее существенное отличие данного подхода от связанной диверсификации, при которой соответствия в цепочках ценностей могут формировать значимые и устойчивые конкурентные преимущества.