Уровни стратегии в организации

В организациях принято выделять три уровня стратегий (или три уровня стратегического менеджмента): функциональный уровень, уровень бизнес-единиц, корпоративный уровень.

Выделение трех уровней стратегии является одним из наиболее популярных подходов к классификации стратегий предприятия. Эта классификация применима для компаний, ведущих мультиотраслевой характер деятельности и использующих корпоративные стратегии. Для моноотраслевых компаний вся эта иерархия будет сводиться к тому, что во главе системы планирования будет стратегия бизнес-единицы, а именно конкурентная стратегия.

Выделение уровней стратегии помогает:

  • разграничить зоны ответственности при разработке стратегических действий и документов;
  • определить взаимосвязь между стратегиями и элементами организационной структуры;
  • изобразить всю картину стратегической активности организации;
  • наглядно показать зависимость между различными уровнями управления.

Три уровня стратегий в организации

Нахождение в такой иерархической системе подразумевает, что состояние вышестоящего уровня будет складываться из успешности и продуктивности нижестоящего уровня. Другими словами, содержание и качество реализации стратегий на функциональном уровне будет определять успешность конкурентной стратегии на уровне бизнес-единицы, а успешность бизнес-единиц будет являться основополагающей информацией для разработки стратегии корпоративного уровня.

Стратегия корпоративного уровня

Эта стратегия отвечает на главный вопрос: какими должны быть стратегические бизнес-единицы в составе компании, чтобы в долгосрочной перспективе повышать ее прибыль и улучшать показатели финансовой устойчивости.

Прибыль на этом уровне складывается из возможностей стратегических бизнес-единиц. Важной и характерной особенностью корпоративной стратегии является возможность использовать ресурсы одной бизнес-единицы для реализации интересов другого бизнеса или компании в целом.

Конкуренция на уровне корпораций будет существовать на уровне фондовых рынков. В этом случае компании будут конкурировать не за клиентов, а за внимание и средства инвесторов и акционеров.

Стратегии уровня бизнес-единиц

Стратегии на этом уровне охватывают все конкурентные намерения и цели соответствующей бизнес-единицы. Стратегия на этом уровне содержит в себе действия, направленные на создание и укрепление конкурентного преимущества, на формирование желаемого уровня конкурентоспособности. Также в ней закрепляются основы позиционирования компании на выбранном сегменте рынка.

На практике, стратегия уровня бизнес-единицы приравнивается к обыкновенной конкурентной стратегии.

Стратегии функционального уровня

Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей корпоративной стратегии и конкурентоспособности компании. Такие стратегии напрямую влияют на эффективность операций и бизнес-процессов внутри компании.

Они представляют собой единицу планирования для внутриорганизационных функций: производство, маркетинг, сбыт, логистика, информационная инфраструктура и др.

Стратегия функционального уровня максимально приближена к решению текущих и актуальных проблем организации (но это не значит, что только краткосрочных). Ниже представлен набор элементов (задач и направлений деятельности), которые могут составлять содержание функциональной стратегии маркетинга:

  • Создание образа престижности, продуктов, услуг, низких цен.
  • Информирование о параметрах товаров и услуг.
  • Повышение узнаваемости новых товаров и услуг.
  • Создание заинтересованности среди участников канала сбыта.
  • Убеждение потребителей переходить от одних товаров и услуг к другим.
  • Обоснование цены товаров и услуг.
  • Формирование благоприятной информации о компании, ее товарах и услугах относительно конкурентов.