Характеристики стратегии

Объясняя значение слова «стратегия», часто сталкиваешься с вопросом, чем же это понятие отличается от обычного плана.  На этот вопрос помогают ответить три отличительные характеристики стратегии: (1) долгосрочность, (2) глобальность и (3) композитность.

Эти атрибуты одновременно могут выступать и признаками стратегии, и ее специфическими свойствами. Благодаря им объясняется отличительная особенность и функциональное значение этой категории.

Стоит отметить, что данные характеристики стратегии справедливы как для общего понимания стратегии, так и для понятия стратегии предприятия.

Долгосрочность

Результат стратегии или стратегических действий всегда проявляется после того, как будут получены результатов текущих (краткосрочных) действий и достигнуто необходимое состояние системы.

Это говорит о том, что долгосрочность не определяется конкретными временными рамки, а подразумевает ожидание выполнения промежуточных действий и завершения перехода системы в новое состояние. Соответственно, эта характеристика стратегии проявляется в отложенном результате, который виден «в некотором будущем», за горизонтом текущих действий (краткосрочного планирования).

В классическом понимании долгосрочность (долгосрочная перспектива) определялась временными промежутками, например, 5-10 лет и более. Но в современной реальности такой подход уже не актуален, так как экономические и технологические изменения становятся все более непредсказуемыми.

Уже сейчас можно сказать, что для отрасли сельского хозяйства или тяжелой промышленности горизонт стратегического планирования будет составлять значительно больший промежуток времени, чем для сферы интернет-технологий.

Представьте продовольственный магазин, который внедряет новые стандарты обслуживания покупателей. Это действие предлагается для того, чтобы в перспективе увеличить прибыль бизнеса. Новый формат приветствия клиентов и использование дресс-кода, сами по себе, не принесут ничего кроме издержек, но со временем они могут повлиять на повышение лояльности посетителей, после которой возможно повышение частоты покупок, увеличение среднего чека и, соответственно, прибыли.

В этом примере видно, что желаемый результат нельзя оценить в течение нескольких дней — он будет носить отложенный характер и требовать оценки в долгосрочной перспективе.

Глобальность

Стратегия основывается на целях и намерениях верхнего уровня определенной системы. Она не определяется частными действиями и низкоуровневыми целями, оставляя это стратегиям ее подсистем и частным (тактическим) планам.

Другими словами, глобальность говорит о том, что стратегия является главной и обобщающей единицей планирования для конкретной системы, которая определяет значение и содержание планов и целей более низкого уровня. Под здесь системой можно понимать как организацию (или ее департамент), так и процесс или событие, например, рекламную или военную кампанию.

Для выбранной системы может быть только одна стратегия. Не должно быть ситуации когда для одного уровня целей в единый промежуток времени существует две различных по содержанию стратегии. Это противоречит логике управления и вносит хаос в организационную структуру.

Важно понимать, что характеристика глобальности основывается на принципах иерархии и системном подходе. Это означает, что стратегия системы может состоять из стратегий подсистем, которые в свою очередь состоят из стратегий/планов своих подсистем и т.д.

Например, может быть только одна стратегия развития организации в рассматриваемом промежутке времени. Эта стратегия развития будет включать в себя все главные цели компании. При этом, в этой компании могут быть и другие стратегии, например, стратегия маркетинга, стратегия производства, финансовая стратегия и др. Но они уже будут относиться к подсистемам организации. В свою очередь, эти функциональные стратегии могут декомпозироваться на частные планы и более простые задачи.

Свойство глобальности хорошо демонстрируется на примере военной стратегии. Военная стратегия опирается на цели верхнего уровня — на достижение победы с максимальной выгодой для союзной стороны. Цели и задачи ее подсистем — сражений, фронтов, войск и военных единиц — являются структурными компонентами достижения итоговой победы.

Композитность

Стратегия представляет собой сложную составную конструкцию, которая обладает большим набором свойств, чем простая сумма ее компонентов.

Композитность стратегии — это не просто про эффект синергии. Композитность говорит о том, что создаваемая синергетическая ценность стратегии очень сильно зависит от логики, последовательности и своевременности реализуемых в ней действий.

Как уже упоминалось выше, результат стратегии основывается на результатах промежуточных действий, входящих в ее структуру. Свойство композитности уточняет, что все действия внутри стратегии являются взаимозависимыми, их полезность определяется задуманной последовательностью, а итоговый результат достигается накопительным эффектом.

Важно не просто наличие отдельных действий, важно их взаимодействие между собой и место в разработанной структуре. Это можно сравнить с рецептом приготовления блюда или алгоритмом химической реакции — стоит изменить время этапов или последовательность компонентов и задуманный результат не сможет быть достигнут.

Свойство композитности хорошо иллюстрируется стратегией лечения болезни. У вас есть набор лекарств и перечень процедур, которые необходимо выполнять в определенной последовательности на протяжении конкретных временных отрезков. Именно установленная взаимосвязь этих компонентов и эффект времени позволяют добиться желаемого результата и победить болезнь. Очевидно, что единоразовое употребление установленного объема лекарств создаст совершенно иной эффект.