Стратегическое видение

Стратегическое видение выражает намерения организации в долгосрочной перспективе, отвечая на вопросы: куда мы движемся? что хотим достичь? какими себя видим в будущем?

Стратегическое видение — это желаемая картина будущего, выражающая устремления и намерения компании или человека, построенная в соответствии с ментальной моделью мира и восприятия изменений [Константинов].

Находясь на дальнем горизонте планирования, стратегическое видение является достаточно неопределенной величиной. Оно основывается на намерениях организации, предвидении существующих и предполагаемых тенденций. «Тело» стратегического видения формируется из гипотез о состоянии будущего и желаниях ключевых стейкхолдеров организации.

Стратегическое видение является основополагающей единицей для стратегического планирования. Понимание такой картины будущего позволяет оценить объем ресурсов и действий, требуемых для достижения желаемого состояния. Видение будущего в процессе планирования декомпозируется на более конкретные и точные цели.

Образ желаемого будущего, возникающий в головах руководителей, может находить совершенно разные формы проявления, начиная от точных и содержательных формулировок и заканчивая развернутым перечнем позиций с указанием желаемых результатов по каждому функциональному направлению.

Положения, определяющие видение

  • Является «мечтой» организации, рассказывая о том, какой станет компания в будущем.
  • Формируется топ-менеджментом организации, на основе его взглядов и представлений.
  • В отличие от миссии, видение имеет временную характеристику и описывает будущее.
  • Описывает желаемый результат, но при этом не обладает характеристиками сформулированной цели.
  • Представляет «позитивную» картину будущего, привлекательную для всех заинтересованных лиц.
  • Стратегическое видение часто может быть недостижимым, но при этом всегда остается реалистичным.
  • Видение достигается результатом выполнения всех существующих целей организации.
  • Воплощается в виде яркого и содержательного сообщения.

Функции стратегического видения

  • Определяет направление развития организации.
  • Связывает действия компании в настоящем с действиями компании в будущем.
  • Является основой для формулирования системы целей и стратегий организации.
  • Формирует приверженность сотрудников выбранному стратегическому направлению.
  • Мотивирует и воодушевляет сотрудников, придает осмысленность их действиям.
  • Позволяет идентифицировать компанию для внешней и внутренней среды.
  • Помогает синхронизировать действия руководителей и исполнителей.

Формулирование видения

Для того, чтобы стратегическое видение хорошо воспринималось стейкхолдерами организации необходимо обратить внимание на ее формулировку.

Характеристики удачной формулировки видения

Hakan Butuner предлагает концепцию формулировки видения, которая состоит из 4 характеристик:

  1. Идеалистичность — описывает будущее, в котором состояние организации лучше, чем в настоящем, и дает сотрудникам надежду, что это будущее может быть достигнуто.
  2. Подлинность — показывает сущность и демонстрирует отраслевую принадлежность организации, определяет границы ее присутствия.
  3. Отличительность — выделяет компанию на фоне конкурентов, позволяет пределить свой уникальный путь в будущем, сформулировать собственные цели и намерения.
  4. Привлекательность — притягивает внимание людей, как в организации, так и за ее пределами, вдохновляет и воодушевляет сотрудников прикладывать усилия в нужном направлении.

Рекомендации по формулированию видения

В качестве рекомендаций по созданию привлекательной формулировки для стратегического видения можно использовать следующие принципы [Thompson, Strickland]:

Be graphic. Рисуйте ясную картину того, куда следует компания, и какое место на рынке она хочет получить.

Be directional. Описывайте стратегический курс, который поможет компании подготовиться к грядущему будущему.

Keep it focused. Фокусируйте внимание на тех, кто играет ключевую роль в принятии решений и распределении ресурсах.

Have some wiggle room. Формулировка видения всегда должна содержать аспект гибкости, необходимый для корректировки курса при серьезных изменениях внешней среды.

Be sure the journey is feasible. Нарисованное направление должно быть измеримым и достижимым для организации и ее сотрудников.

Indicate why the directional path makes good business sense. Сформулированное стратегическое видение должно отражать интересы стейкхолдеров, в особенности акционеров и сотрудников компании.

Make it memorable. Видение должно хорошо считываться и восприниматься разными группами заинтересованных лиц, поэтому его стоит представлять в виде нескольких емких пунктов или запоминающегося слогана.

Примеры формулировки видения

Группа «Илим»: «Стать лучшей и самой уважаемой компанией — компанией мирового класса по производству бумаги и упаковки для российского рынка, оставаясь ведущим поставщиком целлюлозы в Китай».

Southwest Airlines: «Открыть небо для простых людей» (Open the sky to ordinary people).

British Airways (1998): «Стать лидером в международных перевозках» (Become a leader in world transport).

Stanford University (1940): «Быть Гарвардом на Западе» (Be the Harward of the West).

Sony (1950): «Стать наиболее известной компаний, меняющей мировой образ низкокачественных японских продуктов» (Become the company most known for changing the worldwide poor-quality image of Japanise products).

General Electric (1980): «Стать номером один на каждом нашем рынке, сочетая в себе силу крупного бизнеса с бережливостью и ловкостью маленькой компании» (Become the number one in every market we serve, having the strength of a big company combined with the leanness and agility of a small company).