Ресурсы организации

Ресурсы организации представляют собой источники благоприятных возможностей для развития и укрепления организации. Обычно подразумевается, что ресурсы организации это то, что находится «на территории» организации, поэтому этот подход удобен для проведения анализа внутренней среды.

В широком смысле, под ресурсами организации понимается все то, что может быть использовано фирмой с определенной для нее пользой.

Чтобы понять и оценить ресурсы организации, учеными предлагаются различные классификации. Здесь важно понимать, что такие классификации создаются, в первую очередь, для полноты учета ресурсов.

Классификация ресурсов организации

В статье «Ресурсная концепция фирмы: интегративный аспект» (автор: Мичурина О.Ю.) представлена развернутое представление ресурсов организации. Этот классификация подробно демонстрирует значение понятий с точки зрения их содержания и появления.

Ресурсы организации
широкое понятие, объединяющее все факторы, позволяющие организации производить и реализовывать продукцию и услуги в соответствии с заданной стратегией развития
Входные ресурсы
ресурсы, которые поступают в организацию из внешней среды
Организационные ресурсы
ресурсы, которые вырабатываются и накапливаются в самой организации
Материальные входные ресурсы
сырье, материалы, здания, сооружения, финансовые средства
Нематериальные входные ресурсы
человеческие ресурсы, информационные ресурсы
Материальные организационные ресурсы
специально созданные фирмой объекты, заработанные фин. средства
Нематериальные организационные ресурсы
имидж организации, технологии, бренды, патенты, репутация, опыт и знания
Способности
вид организационных нематериальных ресурсов, вырабатываемых и накапливаемых в самой организации, неотделимых от предприятия, связанных с человеческими знаниями, навыками и опытом в области эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов
Компетенции организации
организационные механизмы, базирующиеся на человеческих знаниях, опыте, навыках, обеспечивающие оптимальное сочетание различных видов ресурсов, в том числе способностей, приводящие к конечной эффективности организации через достижение определенных конкурентных преимуществ

В более простой классификации можно условно разделить на осязаемые (tangible) и неосязаемые (intangible). Такое деление основывается на том, что осязаемые ресурсы проще идентифицировать и оценить [Thompson, Strickland].

Материальные (осязаемые) ресурсы

Физические ресурсы • земля и недвижимость;
• оборудование и основные фонды;
• месторасположение, сеть дистрибьюции, география присутствия;
• владение местами добычи мин. ресурсов.
Финансовые ресурсы • деньги, финансовые активы;
• акции, ценные бумаги;
• кредитная история, кредитный рейтинг.
Организационные ресурсы • технологии;
• интеллектуальная собственность, авторские права, патенты;
• инфраструктура (в т.ч. ИТ системы, базы знаний).

Нематериальные (неосязаемые) ресурсы

Человеческие ресурсы • образование, опыт, навыки, креативные способности персонала;
• командная работа, коллективное знание;
• знание ключевых сотрудников о значимых бизнес-функциях;
• управленческие способности.
Репутационные ресурсы • бренд, торговая марка, имидж продукта и компании, деловая репутация (goodwill), лояльность покупателей;
• репутация компании в уровне качества, надежности;
• репутация компании в честности партнерских отношений (fair dealing).
Отношения • партнерские соглашения, альянсы, объединения;
• сеть партнеров, поставщиков, дистрибьюторов;
• сформированный уровень доверия в партнерских отношениях.
Ресурсы организационной культуры • нормы поведения и принципы ведения бизнеса;
• приверженность персонала идеям;
• система мотивации персонала.

Говоря о нематериальных ресурсах, стоит отметить, что их функция часто проявляется в помощи материальным ресурсам генерировать дополнительную ценность.

Например, знания производственной компании о предпочтениях своих клиентов позволяют ей адаптировать производственные технологии, сырье и компоненты под создание продукции с требуемыми функциональными характеристиками, а навыки ключевых сотрудников производства могут повысить эффективность эксплуатации имеющегося оборудования.

Понятие организационных способностей

Организационные способности (Organizational Capabilities) — умение выполнять какие-либо внутренние функции на высоком уровне. Организационные способности могут основываться как на отдельных ресурсах, так и на их комбинациях.

Примеры организационных способностей: оптимизированные цепочки поставок, умение эффективно управлять складскими остатками или процессом закупок, умение проводить успешные рекламные кампании, оптимизированные процессы внутренних коммуникаций, экономичные процессы производства и т.п.

Определяющий вопрос для организационных способностей — что компания умеет делать хорошо?

Фактически, все организационные способности основаны на знаниях и «размещаются» в сотрудниках, в процессах или в элементах интеллектуального капитала. Организационные способности накапливаются внутри организации и неотделимы от нее.

Понятие организационных компетенций

Организационные компетенции — организационные механизмы, базирующиеся на человеческих знаниях, опыте, навыках, обеспечивающие оптимальное сочетание различных видов ресурсов, в том числе способностей, приводящие к конечной эффективности организации через достижение определенных конкурентных преимуществ.

В зарубежной литературе компетенции упоминаются как Core Competencies (ключевые компетенции) или Distinctive Competencies (отличительные компетенции). Этим подчеркивается их значение в составе стратегии организации.

Определяющий вопрос для организационных компетенций — что компания умеет делать лучше других?

Ключевые компетенции можно хорошо продемонстрировать на примере компании ИКЕА. Успех компании и ее современная стратегия развития основывается на сложной комбинации ресурсов, среди которых можно выделить эффективные логистические технологии, достижения в промышленном дизайне, развитые технологии маркетинга, обширную дистрибьюторскую и партнерскую сеть, сильный мировой бренд и корпоративную культуру.

Стратегический потенциал организации

Часто при анализе ресурсов используется понятие стратегический потенциал организации. Под этой категорией понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегии предприятия.

Другими словами, стратегический потенциал формируется теми ресурсами, которые имеют существенное значение для реализации стратегических намерений в конкретных условиях. Изменчивость условий внешней среды будет формировать требованию к стратегии и стратегическим решениям, что, в свою очередь, будет определять состав ресурсов в стратегическом потенциале.

Например, если говорить о деятельности в условиях финансового спада, то основным стратегическим ресурсом становятся деньги и другие высоколиквидные средства. В нормальных финансовых условиях к стратегическому потенциалу будут относится ресурсы, которые вносят вклад в укрепление конкурентных преимуществ компании.

Удобным инструментом для оценки вклада в формирование конкурентного преимущества является VRIN-тест.

Ресурсная концепция организации

Для обозначения роли ресурсов в формировании стратегии используется понятие ресурсной концепции или ресурсо-ориентированного подхода (Resource-Based View, RVB). Эта точка зрения говорит о том, что организация реализует свои стратегические намерения, в первую очередь, ориентируясь на набор существующих ресурсов, способностей и компетенций.
Ресурсная концепция
Изображение ресурсной концепции показывает «круговорот» ресурсов в процессе реализации стратегии предприятия:

  • ресурсы организации и организационные способности создают набор организационных компетенций;
  • организационные компетенции определяют форму функциональных стратегий;
  • функциональные стратегии формируют конкурентное преимущество;
  • функциональные стратегии создают ресурсы организации и организационные способности.

В стратегическом управлении ресурсы, способности и компетенции рассматриваются с точки зрения вклада в формирование конкурентного преимущества.