Понятие стратегических целей

Стратегические цели — категория целей верхнего уровня, которые выражают и конкретизируют основные намерения долгосрочного развития организации.

Если стратегическое видение дает формулировку будущего образа компании, то стратегические цели переводят этот образ в практическую плоскость. Установление стратегических целей переводит видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы.

По своей природе стратегические цели не будут являться точными и конкретными, поэтому к ним не следует строго применять формулировку типа SMART.

В стратегическом планировании обычно используются два главных вида целей верхнего уровня: финансовые (запланированные финансовые показатели) и стратегические (укрепление положения в отрасли и повышение конкурентоспособности).

Финансовые цели

Финансовые цели — это финансовые результаты и итоги деятельности, запланированные менеджерами, а также рост доходов, уровень окупаемости инвестиций, рост дивидендов, рост курса акций, достаточное поступление наличности, кредитоспособность.

Примеры финансовых целей организации

3M Corporation: Достичь среднегодового роста прибыли на акцию минимум на 10%, прибыльности акционерного капитала — на 20-25%, рентабельности привлеченного капитала — не ниже 27%, не меньше 30% продаваемой продукции должно быть выпущено за последние 4 года.

Alcan Aluminium: Производить алюминий с минимальными издержками, удерживать индекс Standart and Poor выше среднего показателя (Standart and Poor — фондовый индекса 500 наиболее активно покупаемых акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, публикуемый агентством Standart and Poor).

Newell Rubbermaid: Увеличить ежегодный объем продаж с 1 млрд долл. до 2 млрд долл. за 5 лет.

Newell Rubbermaid: Достигнуть среднего уровня годового прироста в 15% по продажам, прибыли и доходу по акциям.

Стратегические цели

Стратегические цели связаны с повышением конкурентоспособности и улучшением положения на рынке и могут формироваться, например, как увеличение доли рынка; опережение конкурентов по качеству продукции, уровню обслуживания клиентов, инновационным разработками, издержкам; улучшение репутации компании; улучшение положения на международном рынке; лидерство в технологической сфере; использование перспективных маркетинговых возможностей.

Примеры стратегических целей организации

Banc One Corporation: Всегда входить в тройку лидеров финансового рынка.

Atlas Corporation: Стать низкозатратной золотодобывающей компанией среднего масштаба, производить не меньше 3735,5 кг золота в год и создать золотой резерв в 424,5 т.

Ernst&Young: Приобрести репутацию ведущей фирмы в мире по оказанию профессиональных услуг, приносящей реальную пользу своим клиентам.

Newell Rubbermaid: Иметь самые низкие издержки при самом высоком качестве продукции для домашних хозяйств среди всех производителей отрасли.

Newell Rubbermaid: Раз в полтора-два года выходить на новый рынок.

Newell Rubbermaid: 30% объема продаж должны приходиться на товары, пущенные в производство за последние 5 лет.

Стратегические приоритеты

В настоящее время ряд экспертов предлагает формулировать стратегические приоритеты развития компании, определяя цели по четырем направлениям:

1. Общественные. Вклад компании в местное сообщество и решение компанией конкретных общественных проблем.

2. Клиентские (потребительские). Удовлетворение конкретных запросов конкретных клиентов. Учет потребностей поставщиков и партнеров.

3. Организационные (административно-территориальные). Удовлетворение запросов конкретной организационной системы, в структуре которой работает данная организация.

4. Предпринимательские. Выполнение условий устойчивого развития бизнеса компании путем удовлетворения потребностей его участников и совладельцев.