Оценка эффективности стратегии

Оценкой эффективности стратегии можно назвать систему мероприятий, направленных на определение ценности и полезности предлагаемых или реализованных стратегических преобразований.

Эти мероприятия могут встречаться в теоретическом разделе «стратегический контроль», но если придерживаться точных определений, то стратегический контроль и оценка эффективности стратегии будут достаточно разными понятиями с разными функциями.

Если стратегический контроль говорит о соответствии заявленного и выполняемого, то оценка эффективности говорит о практической полезности заявленного и выполняемого для текущего состояния организации.

Важно вспомнить, что эффективность — это соотношение полученного результата (эффекта) к затраченным для этого ресурсам.

Соответственно, оценка эффективности стратегии будет оперировать ресурсами, необходимыми для стратегических преобразований (inputs), и результатами, полученными в ходе стратегических изменений (outputs).

Стратегические преобразования следует оценивать с точки зрения получаемого уровня конкурентоспособности, а также с точки зрения краткосрочных и долгосрочных результатов.

Краткосрочный и долгосрочный эффект

Понятие краткосрочного и долгосрочного эффекта является важным параметром для корректной оценки эффективности стратегии и стратегических преобразований в целом. В долгосрочном эффекте заключается весь смысл стратегического управления. Отложенный эффект, который обладает значительной ценностью, обычно достигается после прохождения определенного промежутка времени, наступления событий и применения вспомогательных действий. Такая сложность получения долгосрочного эффекта и сказывается на сложности его оценки и измерения.

Характеристики краткосрочного эффекта

  • Наступает незамедлительно или с минимальными задержками
  • Конкретная и предсказуемая величина
  • Значение остается или снижается во времени
  • Масштаб соизмерим с единичным возможностями

Характеристики долгосрочного эффекта

  • Отложенный характер
  • Неявная и часто абстрактная величина
  • Значение возрастает со временем (иногда мультиплицируется)
  • Часто требователен к дополнительным условиям
  • Не может быть достигнут в краткосрочной перспективе при равнозначных затратах

Краткосрочный и долгосрочный эффекты от одного преобразования часто имеют разную природу (например, деньги и репутация).

Оценка конкурентоспособности

Как уже упоминалось ранее, конкурентоспособность можно рассматривать в качестве метрики «успешности» и «правильности» стратегических действий. В качестве показателей для оценки достижения конкурентоспособности могут быть предложены следующие 4 параметра: экономичность, качество продукта, инновации и клиентоориентированность [Hill, Jones, Schilling].

Оценка экономичности

Оценка объемов входящих ресурсов (inputs) и полученных результатов (outputs) является самым наглядным и очевидным способом оценки эффективности действий. Стратегические преобразования должны преследовать снижение объема входящих ресурсов и увеличение объемов полученной продукции.

Оценка качества продукта

Качество исполнения продукта и его характеристики часто определяют выбор потребителя. Стратегические преобразования могут снижать или повышать качество исполнения продукта, добавлять или убирать характеристики, менять форму и состояние.

Оценка эффективности должна фокусироваться на действиях функциональных направлений: как закупается (что закупается)? как производится (что добавляется)? как продвигается и обслуживается?

Оценка инновационной деятельности

Способность создавать и применять «что-то новое» в компании является значимым фактором для конкурентного преимущества.

Стратегические преобразования можно оценивать по: (1) количеству инновационных идей и внедрений; (2) изменению инновационного «климата» в коллективе (отношению сотрудников к изменениям и нововведениям); (3) преобразованиям условия создания инноваций (лаборатории, эксперименты, системы мотивации).

Оценка клиентоориентированности

Следует оценивать процесс взаимодействия с клиентом: что изменилось в контакте? в обслуживании? в пост-обслуживании? Следует также оценивать реакцию клиента на стратегические преобразования, так как ее изменения критически важны для организации.

Показатели деятельности организации

Оценка эффективности основывается на использовании качественных и количественных показателей деятельности, которыми описываются те или иные состояния и изменения.

Ниже несколько примеров, которые могут быть использованы для иллюстрации эффективности бизнес-стратегии.

Примеры количественных показателей деятельности

  • Время на операцию/процедуру
  • Время на бизнес-процесс
  • Себестоимость (руб, %)
  • Добавленная стоимость (%)
  • Средний уровень зарплаты (руб)
  • Объем производства (шт, кг, т)
  • Оборот (руб)
  • Доля рынка (%, руб)
  • Ассортимент товара (шт, SKU)
  • Численность сотрудников

Примеры качественных показателей деятельности

  • Набор продуктовых характеристик
  • Месторасположение
  • Состояние основных фондов (моральный износ оборудования, интерьер офиса, производства)
  • Сотрудничество с известными брендами, персоналиями
  • Награды и достижения
  • Индикаторы направления из раздела «стратегический контроль»