Стратегический контроль

Стратегический контроль представляет собой совокупность действий и методов,  направленных на выявление и устранение расхождений между установленными стратегическими параметрами и их фактическими значениями.

Стратегический контроль традиционно изображается в качестве заключительного этапа в процессе (цикле) стратегического управления. Однако, несмотря на его традиционное расположение в конце процесса, его присутствие и влияние происходит на всех этапах, начиная с разработки целей и стратегических установок.

Также как и для общего понятия контроля, для стратегического контроля выделяют три его разновидности, зависящих от этапа проведения:

  1. Предварительный стратегический контроль. Он происходит до начала процесса реализации стратегии. Его цель заключается в проверке соответствия всех элементов стратегии установленным ориентирам (миссия, видение, стратегические цели и т.п.).
  2. Текущий стратегический контроль. Осуществляется на этапе реализации стратегии. Текущий контроль оценивает выполняемые действия и проверяет их соответствие выбранному направлению. При сигналах об отклонениях «от курсах» инициируются корректирующие действия.
  3. Стратегический контроль по завершению. Происходит после реализации стратегических преобразований. Полученные результаты оцениваются и сравниваются с тем, что было запланировано в стратегии. Информация контроля по завершению имеет ценность для дальнейших этапов развития организации и для оптимизации существующих процессов (как текущих, так и стратегических).

«Трагедия жизни в том, что ты можешь понять ее только в ретроспективе, а жить должен в перспективе»
© Сёрен Кьеркегор

Задача стратегического контроля

Функция контроля — обеспечить процесс управления информацией, позволяющей сократить разрыв между запланированным и тем, что получается в действительности. Поэтому главная задача стратегического контроля состоит в том, чтобы сохранить соответствие между стратегическими целями (и установками) и происходящими стратегическими изменениями.

Стратегический контроль можно назвать наиболее «беспристрастным» элементом всей системы управления. Он не оценивает при помощи понятий плохо/хорошо, этично/неэтично и т.п. Критерий «правильности» здесь определяется достигаемым уровнем соответствия между планом и фактом. Например, если мероприятие приносит значительно больше прибыли, чем было запланировано, то для стратегического контроля это «не правильно» — сигнал того, что где-то что-то было упущено и требует корректировок (очевидно, что уже в лучшую сторону).

В этом заключается важное отличие стратегического контроля от функции, которую можно определить как оценка эффективности стратегии.

Система стратегического контроля

Система стратегического контроля — механизм, позволяющий оценить фактическое состояние стратегических преобразований, сравнить с установленными изначально параметрами и сформулировать пути для изменения и корректировки, если это необходимо.

На практике система стратегического контроля может представлять собой раздел стратегии или дополнительный документ, который регламентирует выполнение данной функции.

Система стратегического контроля — состоит из четырех групп действий, которые реализуются со стороны менеджмента организации: (1) установка стандартов, (2) создание механизмов оценки и мониторинга изменений, (3) создания регламента обработки информации, (4) создание сценариев реагирования.

Установка стандартов

Первым делом определяются метрики, по которым будет оцениваться выбранный курс развития. Он формируется на основе стратегических целей и установок, а представляет собой совокупность показателей деятельности (их перечень представлен в разделе «оценка эффективности стратегии») и индикаторов направления.

Несколько примеров индикаторов направления для стратегического контроля:

  • Производство определенной продукции
  • Использование определенной технологии
  • Выход на конкретный рынок (нишевой, географический)
  • Статус, положение в рейтинге
  • Удовлетворение сотрудников

Механизмы оценки и мониторинг

  • Собрания, встречи, беседы
  • Отчеты, ERP-отчеты
  • Наблюдение (в т.ч. видеонаблюдение)
  • Опросы (в т.ч. анкетирование)
  • Анализ документов и публикаций
  • Анализ статистической информации

Регламент обработки информации

Регламент сравнение показателей представляет собой свод правил, по которым следует обрабатывать собранную информацию. Здесь указывается вес отдельных показателей (для общей единицы измерения),  правила хранения и кодирования информации, критерии оценки, шкалы и нормы допустимых/недопустимых отклонений, длительность этапов выполнения отдельных функций, круг ответственных лиц и др.

Регламент обработки информации может быть совершенно разным в зависимости от размеров и особенностей организации. Но главная его задача — дать четкое понимание, по каким принципам будет оцениваться степень отклонения фактических значений от запланированных.

Создания сценариев реагирования

В этой группе действий прорабатываются главные сценарии реагирования на возможные отклонения. Например, они могут давать ответы на наиболее типовые или вероятные вопросы: что делать, если прибыть будет составлять 30% вместо запланированных 55%? как быть, спрос на продукт будет более чем на 20% выше запланированного? что делать, если выполнение этапа (какого-то конкретно) не будет выполнено в установленный срок? И так далее.

Эти сценарии создаются на основе регламента обработки информации и позволяют заранее решить ряд вероятных проблемных ситуаций.

Достаточно часто у менеджмента нет возможности продумать готовые сценарии решения проблем, поэтому можно сформулировать перечень возможностей и ресурсов, которые будут выделены на корректировку выявленных отклонений.