Стратегический анализ

Стратегический анализ — совокупность процессов и подходов к организации деятельности, направленных на поиск и структурирование информации, необходимой для разработки и принятия стратегических решений.

Традиционно, в этом разделе стратегического менеджмента изучаются особенности применения инструментов стратегического анализа и содержание внешней и внутренней среды организации.

Навык стратегического анализа вместе с системностью мышления являются отличительными чертами хорошего стратега — он способен воспринимать, оценивать и соотносить большое количество информации, складывая ее в сложную структурированную картину.

«Прилунение невозможно, если дорога на Луну выбрана произвольно и непредсказуемо, без опоры на познанные законы природы и научно разработанные траектории полета» © Фриц Риман

Функция стратегического анализа — снижение уровня неопределенности при разработке стратегии и принятии стратегических решений за счет поиска и структурирования необходимой информации.

Понимание стратегического анализа

При изучении стратегического анализа следует помнить, что все решения принимаются на основе имеющейся информации, а обладая точной и достоверной информацией, можно принимать верные решения с большей вероятностью. Но получить такую информацию во многих случаях бывает сложно. Получить точную и достоверную информацию относительно стратегических решений — практически невозможно. Поэтому стратегический анализ позволяет лишь снизить уровень неопределенности будущего.

Стратегический анализ работает не только с информацией об условиях принятия решения, но и с информацией о результате принимаемого решения.

Искомая информация может касаться каких-то исходных условий, например, сведения о качестве материала, из которого будет создаваться продукт, прогноз погоды для проведения мероприятия, понимание компетенции сотрудников, работающих над новой разработкой и т.п.

Также важна информация о последствиях предполагаемых действий. Например, что масштабное производство бумаги будет затрачивать огромные экологические ресурсы, что прием антибиотиков не только убивает бактерии, но и разрушает иммунитет, что сказанная шутка не только развеселит компанию, но и обидит собеседника.

Положения, определяющий стратегический анализ

  • Затрагивает не только условия принимаемых решений, но и их последствия.
  • Расширение горизонта планирования увеличивает неопределенность и, соответственно, потребность в информации.
  • Сложность анализа определяется структурой и динамикой исследуемой системы.
  • Основывается на логике причинно-следственных связей.
  • Предполагает большое количество допущений и никогда не дает абсолютно достоверных результатов.
  • Стратегический анализ требует постоянного применения и не может быть завершен.

Источники стратегического анализа

Мы обладаем только теми сведениями, которые есть сейчас или были в прошлом. Анализ этих данных позволяет моделировать и прогнозировать будущее. Он позволяет находить и формулировать тренды и тенденции, которые становятся «информационными направляющими» для планов и прогнозов.

Главной «пищей» для стратегического анализа является среда организации. Она представляет собой совокупность условий, в которых существует организация. Эти условия могут формироваться разными группами факторов. Традиционно выделяют факторы внешней среды и факторы внутренней среды. Также в отдельную группу факторов среды стоит выделить стейкхолдеров (заинтересованных лиц), которые находятся и во внешней, и во внутренней среде, но требуют особого внимания со стороны стратегического анализа.

Для оценки условий, определяющих принимаемые стратегические решения, исследуется среда организации.

Для оценки последствий принимаемых стратегических решений оценивает исследуется среда организации и стратегические цели организации (которые могут рассматриваться как часть ее среды).