Инструменты стратегического анализа

Инструменты стратегического анализа — это методы поиска, выявления и представления информации, необходимой для снижения неопределенности в процессе стратегического планирования.

Использование инструментов стратегического анализа

Инструменты стратегического анализа должны применяться очень вдумчиво и уместно. Бессмысленно возлагать на них надежды, если применять инструменты там, где они не нужны. Они не будут полезны, если будут использоваться за границами своих возможностей.

All frameworks of strategic analysis simplify reality to some degree through the introduction of assumptions © Tovstiga

Всегда следует помнить, что каждый метод стратегического анализа четко выполняют свою задачу в рамках своего функционала.  Например, SWOT-анализ позволит организовать и классифицировать большой массив данных о состоянии среды, но не будет делать выводов о положении организации. Матрица SWOT-анализа поможет определить перечень актуальных действий на основе сочетания с факторами, но не подскажет, как их использовать в стратегии организации.

Достаточно часто инструменты стратегического анализа подвергаются критике за их неточность, неприменимость или «теоретизированность». Возможно, это происходит из-за подмены ролей в процессе стратегического анализа: возможности инструмента рассматриваются как замена навыкам исследователя.

Следует помнить, что навыки стратегического анализа включают в себя:

  • постановку «правильных» стратегических вопросов
  • выбор и применение подходящих инструментов стратегического анализа
  • формулировку выводов и результатов после их применения
  • интеграцию полученных идей в общий контекст стратегического планирования

Именно поэтому инструменты стратегического анализа помогают направлять и поддерживать аналитическое мышление, но, ни в коем случае, не заменяют его. Они являются проверенными «помощниками» в работе с информацией, а не источниками полезных идей и ответов на вопросы.

Методы стратегического анализа внешней среды

PEST-анализ — один из наиболее популярных и простых методов анализа макросреды среды организации. Метод PEST основывается на ранжировании и приоритизации выявленных факторов среды по 4-м группам, в зависимости от природы возникновения: (P) Political — политические, (E) Economic — экономические, (S) Socio-cultural — социокультурные, (T) Technologic — технологические.

Методы стратегического анализа внутренней среды

VRIN-тест — методика оценки ресурсов организации с точки зрения их потенциальной полезности для укрепления конкурентного преимущества. VRIN определяет ценность ресурсов через соответствие четырем установленным требованиям: Valuable (ценный), Rare (редкий), Inimitable (невоспроизводимый), Nonsubstitutable (незаменимый).

Цепочка ценности (Value Chain) — абстрактная модель, представляющая потребительскую ценность продукта в виде совокупности основных и вспомогательных видов деятельности в организации. Цепочка ценности удачно оценивает структуру процесса создания продукта, оценивая значение того или иного типа деятельности (например, по затратам), его роль в создании конкурентного преимущества.

Метод комплексного анализа среды

SWOT-анализ — метод комплексного анализа внешней и внутренней среды организации, основанный на перекрестном (матричном) сочетании факторов. Его суть заключается в соотношении природы возникновения факторов (внешняя или внутренняя среда) и типа их воздействия (положительное или отрицательное) на рассматриваемую систему.