Формулировка SMART целей

Независимо от используемого подхода к постановке целей, ценность и полезность цели будет определяться качеством ее формулировки.

Среди различных рекомендаций к корректной формулировки целей наибольшей популярностью обладает концепция SMART (аббревиатура: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-based). Она включает в себя пять основных характеристик, соблюдение которых позволит достичь удачной формулировки цели.

Критерии SMART целей

Обобщенно критерии (характеристики) SMART говорят о том, что:

  • формулировка должна быть содержательной и однозначной;
  • выполнение цели можно легко отслеживать и измерять;
  • результат цели несет непосредственную ценность, а процесс его достижения соответствует возможностям исполнителей;
  • выполнение цели предусматривается в определенный временной период.

Рассмотрим каждый критерий более детально.

Критерии SMART-цели

Specific (конкретная, определенная)

Формулировка цели понятна исполнителю и исключает двойственное толкование, в нем содержится достаточно информации для изложения предмета действия. Это не означает, что цель должна быть громоздкой, однако создание емкой и лаконичной формулировки требует определенного мастерства.

Самый простой способ добавить «конкретности» цели — использование уточняющих параметров, описывающих желаемый результат. Например, вместо «повысить продажи на западном рынке» можно предложить формулировку «повысить продажи по товарам группы A на рынке EMEA на 15%».

Measurable (измеримая)

Формулировка цели содержит качественные или количественные показатели, которые позволят оценивать степень достижения результата. Часто критерий measurable учитывается при выполнении критерия specific, т.к. конкретизация результата обычно подразумевает его измеримость (см. пример выше).

Achievable (достижимая, реалистичная)

Формулировка цели соответствует возможностям ее исполнителей. Это не просто исключение из нее всех «фантастических» компонентов, но еще и четкое понимание того, что будет по «по зубам» исполнителям.

В некоторых организациях принято ставить невыполнимые задачи (с ясно завышенными показателями) с целью мотивации сотрудников, однако это явление носит достаточно спорный характер и не всегда полезно в долгосрочной перспективе.

Relevant (актуальная, ценная)

Содержание формулировки соответствует существующей системе целей и потребностям организации. Цель должна вносить вклад в выполнение глобальных целей организации и соответствовать должностным обязанностям исполнителя. Также стоит отметить, что цель должна отвечать специфики деятельности компании и ее стратегическим установкам.

Например, цель «разместить рекламу на национальном ТВ-канале» не будет актуальной для компании, которая продает горно-шахтное оборудование.

Time-based (ограниченная во времени)

Формулировка содержит время продолжительности выполнения или срок достижения цели. Простой, но не самый очевидный критерий, который оказывает сильное влияние на итоговое достижение результата.

Отсутствие сроков в формулировке часто воспринимается исполнителями как отсутствие «ответственности» при выполнении цели. Поэтому даже самой конкретной и реалистичной цели следует добавлять временное значение: «повысить продажи по товарам группы A на рынке EMEA на 15% в течение 1 кв. 2017 года».