Форма представления стратегии

В законченном виде стратегия может представлять собой многостраничный документ, презентацию, рисунок или инфографику.

Когда обычно говорят о стратегии, то под этим понятием подразумевается некая абстрактная идея, совокупность идей, системное решение или другой подобный результат мыслительной деятельности. Однако не менее важным является вопрос о том, как стратегия выглядит, чем она может быть представлена, и в какой форме эти идеи могут быть выражены.

Стратегия обретает свою форму на самом последнем этапе разработки стратегии. Лишь после того, как будет проработана содержательная часть, стратегия закрепляется на выбранном типе носителя. Вариант представления стратегии будет зависеть от контекста использования и установленных каналов коммуникации.

Варианты представления стратегии

1. Стратегия как многостраничный документ

Многостраничный документ, который разрабатывается в организации. Такая форма часто содержит много формальных атрибутов и вспомогательной корпоративной информации. Может применяться в качестве внутреннего нормативного акта или презентационного материала для значимых стейкхолдеров (учредителей, инвесторов и акционеров).

Обычно сочетает в себе текстовую, графическую и цифровую информацию. По форме и значению может приравниваться к понятию бизнес-плана.

2. Стратегия как презентация

Презентация, слайды которой содержат основные пункты и идеи разработанной концепции. Обычно применяется в качестве навигационного инструмента для решения поставленной задачи, например: разработка УКП, выход из кризиса, укрепление рыночных позиций, модернизация производства и т.п.

В такой форме информация передается максимально содержательно. Преобладает графическая информация, текст и цифры представлены в сжатом виде.

3. Стратегия как инфографика

Инфографика, в которой отражается ключевой смысл разработанной концепции. По очевидным причинам такое представление стратегии не может содержать очень много информации и часто требует дополнительных пояснений. При должном исполнении это может являться очень действенным инструментом донесения информации о предлагаемых стратегических намерениях.

Основные преимущества: лаконичность и доступность восприятия.

В том или ином виде, стратегия использует и текстовую, и графическую, и числовую информацию. В зависимости от установленных в организации особенностей принимается тот формат, который будет наиболее удобен для разработки или коммуникации с сотрудниками.

Структурные компоненты стратегии

Еще одним важным моментом, который определяет форму и представление стратегии, является набор структурных компонентов стратегии. Другими словами, это то, из чего состоит «тело» стратегии.

В классической структуре стратегии могут быть выделены следующие логические элементы:

1. Вводная часть. Описание организации, описание проблемы, описание назначения стратегии.

2. Ценностно-целевые установки. Миссия, видение, ценности, структура целей или целевые ориентиры.

3. Стратегический анализ. Комплексный анализ внутренней и внешней среды организации.

4. Стратегические альтернативы. Обрисовка основных прогнозов и сценариев предстоящих действий.

5. Стратегические действия. Сформулированные под каждый сценарий взаимосвязанные действия по достижению поставленных целей.

6. Оценка результатов. Прогноз долгосрочных и краткосрочных результатов реализации представленных действий.

7. Механизм реализации. Перечень необходимых ресурсов и инструментов. Указание необходимых изменений в структуре и процессах. График реализации, зоны ответственности, KPI.

Структура стратегии и набор ее элементов может меняться в зависимости от задач, назначения, масштабов организации и условий ее функционирования. Поэтому в каждом отдельном документе может быть свое представление структуры, отвечающая контексту и условиям его разработки.