Сценарное планирование

Сценарное планирование — это способ планирования, основанный на построении альтернативных путей развития для разнообразных вариантов будущего.

Даже самый выверенный и продуманный стратегический план может быть обречен на провал из-за какого-нибудь маловероятного события или изменения во внешней среде. Для таких случаев используют создание нескольких сценариев, которые предполагают различные пути развития при различном стечении обстоятельств.

Содержание сценарного планирования включается проработку условий каждого сценария и формулирование соответствующих действий. В качестве базовых сценариев можно использовать пессимистичный и оптимистичный варианты развития событий.

Одним из наглядных примеров сценарного планирования является «План Б». Представьте, что вы задумали какой-то хитроумный и сложный проект по достижению цели. Изначально предполагается выполнение по одному сценарию (в фильмах и художественной литературой его часто называют «План А»), но в случае возникновения каких-то событий или изменений среды курс действий может быть изменен. В таком случае новые условия будут требовать нового сценария, который часто озвучивается как «План Б».

Разработка сценариев будущего

Сценарии будущего являются инструментом противодействия непредсказуемости и неопределенности существующей реальности. Они разрабатываются на основе информации стратегического анализа, на основе представлений о существующих трендах и тенденциях, на основе интуиции менеджера и его знаний об объекте планирования.

Обычно сценарии формируются на основе значений какой-либо переменной. Примером такой переменной может быть цена на нефть, курс валюты или количество покупателей в определенный период. Представляя различные значение переменной, можно заранее предугадать возможные последствия для объекта планирования.

Недостаток информации в сценариях компенсируется гипотезами и допущениями, которые со временем будут проверяться, корректироваться и устраняться.

Построение сценариев должно быть гибким и адаптивным. Внесение изменений в сценарии должно происходить по мере изменений условий внешней среды, появлению новых сведений, сигналов и информации.

Этапы сценарного планирования

Процесс сценарного планирования можно представить в виде простой последовательности этапов:

  1. Определение ключевых переменных.
  2. Формулирование сценариев на основе значений переменных.
  3. Формулирование планов для каждого сценария.
  4. Выбор плана для текущих действий.
  5. Сохранение планов для других сценариев.
  6. Смена или корректировка плана при изменении условий.

Сценарное планирование на практике

Сценарное планирование удобно использовать для построения планов там, где существует явный недостаток информации.

Сценарное планирование очень удобно применять при подготовке бизнес-плана нового продукта или бизнеса. Например, для открытия кофейни или школы английского языка вам нужно получить представление о возможных доходах, которые, в свою очередь, будут складываться из количества посетителей. Но откуда взять информацию о посетителях, если деятельность еще не осуществляется?

Можно найти сведения из открытых источников и опыта других предпринимателей, но в каждых конкретных условиях значение этой переменной может отличаться в разы!

Такая ситуация сильно стопорит подготовку бизнес-плана, но не является тупиковой. Метод сценарного планирования позволяет подготовить несколько альтернативных планов, которые будут учитывать совершенно разное количество клиентов. В каждом таком сценарии будут свои условия, для каждого сценария будет свой набор опций и вариантов действий.

Важно то, что это предоставит необходимую для планирования информацию , ликвидирует «застой» создании бизнес-плана и даст полезное разнообразие информации для адаптивного реагирования в будущем.