Миссия организации

Миссия — содержательная текстовая формулировка, отражающая смысл и значение (предназначение) существующей системы. Она раскрывает смысл существующей организации, отвечая на вопросы: кто мы? что мы делаем? зачем мы это делаем?

Миссия описывает нынешний бизнес компании, в миссии содержится общая характеристика сегодняшних возможностей организации, ее целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса [Thompson, Strickland].

Миссия — это деловое понятие, в кратком виде отражающее предназначение бизнеса, его философию [Байков].

Миссию обычно размещают на официальных корпоративных носителях: официальном веб-сайте, маркетинговых материалах (листовках и буклетах), годовых отчетах и других инвестиционных документах.

Смысл миссии организации

Простым способом понять предназначение (миссию) организации будет посмотреть на нее «глазами ребенка». Шестилетний ребенок вполне ясно и лаконично может описать то, чем занимаются его родители: если папа — полицейский, то он защищает людей от бандитов; если мама — врач, то она спасает жизни и лечит людей. Ребенок видит значение системы в упрощенном виде, без лишний и отвлекающих деталей, которые ему пока не понятны.

Этот подход можно попробовать применить к более традиционным для менеджмента категориям. Мебельная фабрика — обеспечивает людей комфортной и красивой мебелью; сеть быстрого питания — кормит людей быстро и доступно; служба доставки — позволяет перемещать вещи с минимальными издержками. Все эти примеры и будут являться неоформленным содержанием миссии данных организаций.

Подходы к пониманию миссии

Исследователи Страна Содержание миссии
Pearce and David (1987) США — требования целевой группы потребителей
— основной продукт или услуга
— географический охват
— используемое ядро технологий
— рост, выживание, коммерческая выгода
— философия компании
Klemm (1991) Великобритания — долгосрочные цели организации, отражающие глубину корпоративных взглядов
— долгосрочные цели, подчеркивающие желаемое направление и деятельность
— цели в форме планируемых количественных показателей за отдельный период
— рамки и формы деятельности компании с точки зрения отрасли и географического расширения
Baetz and Bart (1996) Канада — финансовые цели
— нефинансовые цели
— ценности и философия фирмы
— определение успеха организации
— определение стратегии организации
— потребители
O. Gorman and Doran (1999) Ирландия — забота о выживании
— продукт и/или услуга
— забота о потребителях
— географический охват
— философия компании
— забота о качестве
— личный принцип
— публичный образ
Karami and Analoui (2003) Великобритания — коммерческая выгода
— удовлетворение потребителей
— качество продукта/услуги
— публичный образ

Среди представленных подходов к определению миссии существуют значительные разногласия — одни авторы придают миссии целевое значение, заменяя, таким образом, этим понятием генеральную цель организации, другие же акцентируют внимание на том, что это философия компании, которая подразумевает взаимоотношения с различными категориями заинтересованных лиц.

В современной теории принято считать, что миссия, все-таки, не носит целевого характера и ее нельзя приравнивать к стратегическим целям организации. Вместо этого миссия описывает настоящее компании и ее существующий смысл деятельности.

Положения, определяющие миссию

  • миссия является «смыслом жизни» организации, сообщая всем значение ее деятельности;
  • формируется топ-менеджментом организации, на основе его взглядов и представлений
  • в отличие от видения, миссия не имеет временной характеристики;
  • рассказывает о том, какую «ценность для человечества» создает эта организация;
  • является главным правилом (нормативом) для всех инициатив в организации;
  • связана с конкретными потребностями и нуждами целевой аудитории;
  • воплощается в виде яркого и содержательного сообщения.

Функции миссии в организации

  • идентифицирует (определяет и выделяет) организацию во внешней и внутренней среде;
  • определяет содержание выпускаемого продукта;
  • определяет продукт компании и уточняет потребность покупателя, на которую ориентирована компания;
  • мотивирует и воодушевляет сотрудников, придает осмысленность их действиям;
  • помогает синхронизировать действия руководителей и исполнителей;
    задает рамки для стратегических инициатив, планов и действий.

Формулирование миссии

Не существует каких-то однозначных и строгих правил, как следует составлять формулировку миссии. С одной стороны, это может быть короткое и емкое предложение, по форме напоминающее рекламный слоган. С другой стороны, миссия может состоять из нескольких тезисов, которые в комплексе раскрывают суть деятельности организации.

Сложные и специализированные продукты требуют больших усилий при формулировании миссии, но это, в то же время, создает обширное поле для творчества.

Для упрощения процесса формулировки миссии можно предложить типовую универсальную формулу:

[Какую потребность удовлетворяет компания?]
+ [Какой группы покупателей?]
+ [Каким образом? (при помощи каких компетенций, навыков)]

Вот как это может звучать:

Обеспечиваем комфорт и удобство для молодых путешественников
за счет многолетнего опыта в сфере гостеприимства.

Прочтение удачно сформулированной миссии даст незнакомому человеку однозначное понимание того, чем производит компания и в какой сфере функционирует.

Примеры формулировки миссии

Otis Elevator: «Предоставить всем клиентам средства перемещения людей и грузов вверх, вниз и в стороны на ограниченное расстояние с надежностью, какую не может обеспечить ни одна другая компания».

Eastman Kodak: «Мы делаем фото».

Google: «Организовать мировую информацию, сделать ее повсеместно доступной и полезной» (To organize the world’s information and make it universally accessible and useful).

YouTube: «Предоставить быстрый и простой доступ к видеоматериалам, а также предоставить возможность делиться этими материалами часто» (To provide fast and easy video access and the ability to share video frequently).