Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации представляет собой все, что находятся и происходит в рамках ее условных границ. В менеджменте внутреннюю среду обычно представляют в виде системы внутриорганизационных функций (функциональное представление) или набора составляющих ее ресурсов (ресурсное представление).

Условность границ организации отмечается не просто так: в современном мире бывает достаточно сложно точно сформулировать то, что является частью организации, а что — нет.

Например, надежные многолетние поставщики, которые ответственно выполняют условия по контракту и формируют, в том числе, конкурентное преимущество фирмы-производителя, формально находятся во внешней среде. Но условно их можно считать частью существующей организации — они во многом определяют потребительскую ценность продукта.

Анализ внутренней среды организации

Анализ внутренней среды организации ориентирован на поиск возможностей, которые находятся «на территории» компании. Другими словами, здесь всячески рассматриваются те ресурсы и процессы, которые максимально доступны и подконтрольны руководству организации.

Основными объектами анализа внутренней среды становятся ресурсы организации, ее внутренние процессы и связи,  цели и целевые установки, содержание реализуемых функций и ее стейкхолдеры.

Результатом такого анализа является набор сведений о потенциальных точках роста и существующих проблемах системы. Фактически, такая информация — это первое, что должен получать менеджер о состоянии компании.

Анализ внутренней среды в современных реалиях должен носить постоянный характер, являясь неотъемлемым компонентом стратегического анализа.

Для проведения анализа внешней среды часто применяется SWOT-анализ.

Функциональное представление внутренней среды

Это подход к определению содержания внутренней среды организации, основанный на понимании выполняемых в ней процессов.

Для традиционной коммерческой организации можно выделить более-менее устоявшийся перечень реализуемых внутри нее функций. Если говорить простым языком, то организационные функции можно сопоставить с отделами и департаментами организационной структуры:

1. Производство (Production) — то, как создается продукт, его «вещественная» (для услуг — содержательная) основа.
2. Финансы и учет (Finance and Accounting) — блок процессов по контролю, мониторингу и планированию основных количественных показателей системы.
3. Управление персоналом (HR) — процессы и задачи, связанные с обеспечением организации подходящим уровнем и объемом человеческих ресурсов.
4. Исследования и разработки (R&D) — тот блок процессов, который отвечает за улучшения, доработку, оптимизацию и изучения продукта (а иногда не только продукта).
5. Логистика (Logistics) — процессы, обеспечивающие поставку материальных ресурсов в организацию (как сырья, так и вспомогательных расходных материалов). Логистика также традиционно отвечает за процессы хранения этих ресурсов.
6. Продажи и маркетинг (Sales and Marketing) — в широком смысле слова, это весь комплекс действий, обеспечивающих продвижение и сбыт товара. В узком смысле слова, это система процессов позиционирования, ценообразования и коммуникационной поддержки продукта.
7. Дистрибуция (Distribution) — процессы, отвечающие за физическое перемещение продукта от производства до потребителя. На примере услуг, это способ их оказания.
8. Информационные системы (IT) — традиционно под этой функцией понимается комплекс программно-вычислительных средств, обеспечивающих необходимые процессы передачи и обработки информации. В более развернутом понимании, ИТ включают в себя как работу с данными и информацией, так и управление знаниями.

Помимо данного списка в организациях могут выделяться административные блоки, разделы отвечающие за реализацию функций планирования, контроля и т.п. Предлагаемый перечень не является единственным и окончательным — каждая организация обладает своей уникальной структурой функций и набором элементов внутренней среды.

Ресурсное представление внутренней среды

Такой подход представляет организацию в виде системы имеющихся ресурсов. Ресурсами в этом подходе будут являться как материальные объекты, так и нематериальные: технологии, знания, опыт реализуемые процессы и установленные процедуры и др.

Совокупность ресурсов организации, оцениваемая с точки зрения ее целей и назначения, можно назвать стратегическим потенциалом.

Более подробная информация по этой теме представлена в разделе про стратегические ресурсы организации.