Стратегия горизонтальной интеграции

Стратегия горизонтальной интеграции предполагает слияние ресурсов отдельных бизнес-единиц в рамках одного этапа технологической цепочки создания продукта. Другими словами, бизнес-единицы, участвующие в этом процессе, создают схожий продукт (товар, услугу) для схожих рыночных сегментов.

Стратегия горизонтальной интеграции является разновидностью корпоративной стратегии, которая основывается на понятии горизонтального «охвата» фирмы (horizontal scope).

Горизонтальная интеграция направлена укрепление рыночных позиций за счет увеличения масштабов присутствия бизнеса.

Слияние и поглощение

Стратегия горизонтальной интеграции реализуется путем процессов слияний и поглощений.

Слияние — способ создания новой организации путем соединения двух и более компаний в единое целое. При этом новоиспеченная компания обычно получает новое название.

Поглощение — способ расширения бизнеса, при котором одна компания приобретает другую, включая ее в свой состав, сохраняя при этом свое название.

Слияние и поглощения с точки зрения конечного результата не сильно отличаются, а существенные различия между этими категориями находятся на уровне процессов оперативного управления, финансового учета и юридического сопровождения.

Основные задачи горизонтальной интеграции

1. Достижение более экономичных бизнес-процессов и внутренних операций

При слиянии компаний производственный потенциал будет увеличиваться за счет ресурсов входящих бизнес-единиц. При этом потребности во вспомогательных элементах цепочки ценности (административные ресурсы, ИТ-инфраструктура и т.п.) обычно будут непропорционально меньше.

Стоимость имеющихся нематериальных ресурсов будет учитываться в значительно большем количестве единиц продукции, чем было до процесса слияния.

Например, при слиянии двух текстильных фабрик их объем производства увеличится на 80%, а издержки на информационное обеспечение увеличатся на 7%.

2. Расширение географического присутствия

Стратегия горизонтальной интеграции часто реализуется для выхода на новые географические рынки. Это проявляется в ситуациях, когда компания с крупным и известным брендом приходит на новую территорию и «приобретает» своих конкурентов.

В таком процессе, обычно, в выигрыше находятся обе стороны: и поглощенный «конкурент», и приобретающая его компания. Первый получает преимущества, технологии и ресурсы сильного бренда, а последняя — доступ к новым географическим рынкам с минимальными входными рисками.

Традиционные примеры: Henkel, Mendelez, Procter&Gamble, Unilever, Fazer.

3. Расширение товарного ассортимента

Для повышения потребительской ценности (приобретения в одном месте) компании ищут возможности формирования комплексного предложения для клиента. Это требует наличие продуманного товарного ассортимента с взаимодополняемыми товарами. Приобретение в товарный портфель дополняющих продуктов создают дополнительные условия для удержания клиентов.

Примером могут являться крупные ИТ-компании, которые обладают расширяющимся набором бизнес-единиц и предоставляют огромный спектр услуг.

4. Получение быстрого доступа к новым технологиям и ресурсам

Слияние с бизнес-единицами, имеющими уникальные и ценные внутренние ресурсы позволяет избежать их трудоемкого и дорогостоящего «выращивания» внутри существующей компании. Обычно в этом контексте говорят о знаниевых ресурсах, интеллектуальном капитале и передовых технологических разработках, которые трудно копируемы и трудно воспроизводимы.

5. Формирование возможностей для гибкого перестроения в будущем

При высокой неопределенности и динамичности среды, приобретение бизнес-единиц может минимизировать последствия рисков неправильного выбора или непредсказуемых рыночных изменений. Например, многие крупные средства массовой информации стараются достигать присутствия в различных каналах коммуникациях: социальные медиа, печатные издания, телевидение, онлайн площадки и т.п.