Постановка целей

Постановка целей является одним из центральных процессов в планировании и менеджменте. Устанавливая цели, менеджер определяет спектр выполняемых работ, закрепляет зоны ответственности и отмечает желаемые результаты.

Управленческий смысл постановки целей заключается в конвертации видения будущего (или, например, главной цели системы) в конкретные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты.

Постановка целей основывается на принципах иерархии и декомпозиции, которые являются неотъемлемыми атрибутами последовательного и системного планирования.

При постановке целей часто применяют подход SMART, который направлен на создание точной и емкой формулировки цели.

Принципы постановки целей

  • По мере перемещения вниз по уровням иерархии цели конкретизируются.
  • Цели верхнего уровня достигаются за счет совокупного результата от выполнения целей нижних уровней.
  • Цели каждой подсистемы (сотрудника или подразделения) вносят свой вклад в достижения главных целей системы.
  • Корректность формулировки цели определяет ценность этого управленческого инструмента.
  • Для сотрудников и подразделений организации цели являются основным навигатором и ориентиром в выполняемой ими деятельности.

Дерево целей

Все цели в организации взаимосвязаны и подчиняются установленной логике и структуре. Все вместе они формируют систему целей организации. Для визуализации системы целей в организации, часто используют иерархическую схему — «дерево целей». Она наглядно показывает конкретизацию целей вниз по уровням подчинения.

Дерево целей. Иерархический подход к постановке целей

Существуют два подхода к тому, как формируется система целей организации: «традиционный» подход и управление по целям.

Традиционный подход к постановке целей

В традиционном подходе цели устанавливаются «наверху» и затем последовательно распределяются (декомпозируются) на нижестоящие уровни управления. Такой подход оправдан при строгой и хорошо функционирующей организационной структуре.

Традиционный подход обычно выглядит в виде «дерева целей» с явной нисходящей коммуникацией и четким иерархическим подчинением.

Традиционный взгляд на постановку целей предполагает, что руководство организации хорошо понимает, что следует делать, обладая полной картиной происходящего. Поэтому распределенные цели служат для ориентирования, направления и регулирования поведения нижестоящих сотрудников организации.

Главной особенностью традиционного подхода является односторонняя коммуникация — цели для каждого исполнителя определены «более знающим» руководством и не подразумевают обсуждения.

Управление по целям

Управление по целям (Management by Objectives) или более привычное в русском языке «управление по результатам». В этом подходе конкретные цели деятельности устанавливаются в ходе совместного обсуждения между руководителем и подчиненным. Процесс достижения таких целей отслеживается, а исполнитель получает вознаграждение пропорционально полученному результату.

В этом подходе часто используется понятие KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели результативности, которые закрепляются за конкретной организационной единицей (сотрудником, подразделением) в качестве отслеживаемых целей.

Если традиционный подход к постановке цели опирается на контроль выполнения заданий, то управление по целям ориентировано на внутреннюю мотивацию сотрудников.

Основные составляющие управления по целям:

  • конкретные и точно сформулированные цели;
  • участие сотрудников в принятии решений;
  • конкретный временной период;
  • обратная связь по результатам деятельности.

Процесс управления по целям состоит из четырех этапов:

  1. Совместная постановка целей / Распределение целей по организационным единицам / Уточнение и корректировка целей вместе с исполнителями
  2. Разработка планов достижения целей / Уточнение и корректировка планов вместе с исполнителями
  3. Предоставление обратной связи по выполняемой деятельности / Оценка обратной связи
  4. Вознаграждение исполнителей по результатам выполненной работы

Принцип управления по целям очень наглядно демонстрирует важнейший фактор эффективного управления организаций — сочетание целей организации и личных устремлений человека.