Понятие цели

Цель — это желаемое состояние системы или результат ее деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени.

В менеджменте цель рассматривается как ключевое понятие, на котором строится взаимодействие между объектом управления (чем управляют), субъектом управления (кто управляет) и существующим контекстом.

Для процесса такого взаимодействия цель служит единицей передачи управленческой информации: в ней фиксируются сведения, необходимые для согласования намерений и мотивов субъекта с имеющимися в распоряжении ресурсами и возможностями.

Функции целей

Базовая функция цели — передача информации между участниками управленческого процесса. С помощью целей мы трансформируем идеи в завершенную, самодостаточную и понятную форму.

При взаимодействии между руководителем и подчиненным цель является «закреплением» управленческого намерения, которое транслируется сотруднику. Поэтому здесь очень важно, чтобы формулировка цели была максимальна корректна и соответствовала существующему контексту.

Цель в системе управления

  • вносит ясность и прозрачность в процесс управления (как для руководителей, так и для подчиненных);
  • обеспечивает необходимую координацию действий между элементами организации;
  • служит критерием для измерения результативности и прогресса;
  • минимизирует избыточность в действиях и ресурсах.

Цель в управлении проектами

  • описывает параметры достигаемого результата;
  • определяет перечень необходимых работ;
  • отсекает лишние действия;
  • очерчивает круг заинтересованных сторон.

Цель как критерий правильности

Цели могут становится критерием правильности действий и поступков. Например, если цели системы (например, какой-нибудь фирмы) определяются только обогащением и повышением коммерческих показателей, то «правильными» будут считаться действия именно в этом направлении.  Высокоморальные поступки без потенциальной прибыли здесь будут справедливо считаться второстепенными или даже «неправильными».

Цели и задачи

Когда мы говорим о целях, то часто вместе с ними появляется дополнительное понятие «задачи». Что это такое? Мнений много и они разные. В моем понимании, задача — это та же самая цель со всеми ее свойствами, но только на уровень ниже. То есть, если мы говорим о системе, то для нее используются цели, а если о ее подсистеме, то — задачи.

На самом деле, как управленческие единицы, цели и задачи можно считать синонимами. И те, и другие должны быть корректно сформулированы, обладать свойством объективности и быть применимыми в качестве заданий для исполнителей.

Объективность цели

Важная отличительная особенность цели — это ее объективность. Цель в настоящем моменте показывает и описывает то, каким будет результат в будущем. Какими свойствами он будет обладать, в каком количестве и состоянии он будет существовать, какую роль он будет играть в будущем контексте и т.п.

Описывая результат, цель становится независима от точки зрения того, кто ее ставит и формулирует. Она отражает не его мысли, мнения и опыт, а реально существующую (или еще нет) единицу реальности, которую может понять и усвоить любой другой человек.

Другими словами, верно сформулированная цель будет нести одинаковое сообщение всем, кто ее получит.

Например, если мы сформулируется цель как купить 1 кг крупного красного картофеля, то такая цель будет понятна для большинства людей вне зависимости от их опыта и специализации. Мы можем поручить выполнение этой цели разным людям, но на выходе получим практически одинаковый результат.

Цели и намерения

Давайте попробуем описать этот же результат немного по-другому: купить продуктов к ужину. Видно, что такая цель менее конкретна и менее точна. Помимо этого, она оставляет свободу для интерпретации получаемой информации — тут уже персональный опыт исполнителя будет играть большое значение, и на выходе у нас будут очень разные результаты.

Может быть это просто неверная формулировка цели? Можно сказать и так, но точнее будет утверждать, что это формулировка намерения.

Намерение — это внутреннее желание субъекта достигнуть некоторого состояния в будущем. Намерения описывают то, чего хочет человек или система в определенных условиях. Можно также сказать, что намерение — это внутренняя цель.  Она может легко изменяться «внутри» своего носителя в зависимости от происходящий событий или даже настроения: сегодня хочется одних продуктов, а завтра других.

Поэтому важно понимать, что цель будет оцениваться объективно, а намерение может оцениваться только тем, кто его сформулировал.

Как связаны цели и намерения?

Здесь все достаточно просто:  сначала у человека формируется желание получить какой-либо результат (что-то изменить, добыть и т.д.),  затем в его голове это желание трансформируется в намерение, а после этого намерение закрепляется в виде цели. Причем это «закрепление» не обязательно должно быть именно на бумаге,  вполне нормально, когда человек держит цель в голове, выражая ее в конкретных и объективных величинах.

Возникает закономерный вопрос: для чего вводить понятие намерений в теорию менеджмента? Намерения — это форма передачи информации о мотивах и желаниях человека или системы. Когда планирование становится сложным и коллективным, то намерения можно использовать как самостоятельную величину для формирования таких категорий как видение, прогнозы, тенденции и пр.

Для планирования очень важно, чтобы цели и намерения использовались именно там, где они требуются. Подмена этих понятий регулярно приводит к дополнительным сложностям и издержкам.