Оценка стратегических опций

Оценка стратегических опций является этапом разработки стратегии, который предполагает выявление наиболее подходящих для текущего стратегического контекста элементов стратегии.

Решения, намерения, цели и действия, вкладываемые в стратегию можно называть ее стратегическими опциями. Именно из них создается «тело» будущего документа.

В процессе разработке стратегии важно определить, какие опции будут для нее полезны и необходимы, а какие вредны и разрушительны. Для этого можно использовать подход, в котором последовательно оценивается соответствие, приемлемость и осуществимость предлагаемых инициатив [Johnson, Scholes, Whittington].

Оценка соответствия (suitability)

Соответствие показывает, насколько удачно предлагаемая идея улучшает взаимодействие организации и ее окружения в настоящем и в будущем.

Оценка соответствия стратегических опций основывается на следующих вопросах:

  1. Приблизит ли это организацию к состоянию стратегического видения?
  2. Позволит ли это достичь выгодного баланса между внутренними возможностями организации и рыночными потребностями ее окружения?
  3. Как это повлияет на состояние организации в целом?

Оценка приемлемости (acceptability)

Приемлемость показывает значение стратегических опций для отдельных групп заинтересованных лиц организации (обычно — ключевых стейкхолдеров). Приемлемость — это не только необходимые количественные (например, финансовые) результаты, но и качественные показатели, такие как репутационные изменения или прирост отраслевых знаний.

Оценка приемлемости стратегических опций основывается на следующих вопросах:

  1. Сделает ли это достаточный вклад в достижение желаемых финансовых показателей?
  2. Какие риски это несет и насколько они приемлемы для организации?
  3. Как это повлияет на каждую группу стейкхолдеров?
  4. Способствует ли это достижению баланса между затратами и результатами?

Оценка осуществимости (feasibility)

Оценка на осуществимость призвана выявить соответствие между предлагаемой инициативой и имеющимися у организации возможностями. В упрощенном виде для реализации каждой стратегической опции потребуются: время, деньги и усилия (TEM: time, efforts, money).

Осуществимость стратегического намерения можно проверить следующими вопросами:

  1. Достаточно ли денег для его осуществления?
  2. Достаточно ли рабочего времени для его реализации?
  3. Достаточно ли навыков и компетенций для его реализации?
  4. Готова ли организационная культура на соответствующие изменения и предложения?