Условия конкуренции

Конкуренция проявляется в определенных состояниях среды, которые условно можно назвать условиями конкуренции.

На основе существующих определений и некоторых научных подходов можно сказать, что условия конкуренции будут формироваться наличием соперничества и ограниченностью желаемых ресурсов.

И то и другое будет напрямую определять уровень конкуренции в конкретно выбранной системе.

Условие соперничества

Борьба и соперничество часто выступают синонимами конкуренции. Нередко, складывающийся в условиях капитализма образ конкуренции проецируется с точки зрения победы одного и поражения другого.

Такая идея демонстрируется моделью конкуренции Оливера Блэка (Oliver Black). В его схеме представлены два субъекта (X и Y), которые выполняют определенные действия (Ax и Ay) для достижения желаемых результатов (Gx и Gy):

  1. X делает Ax с намерением достичь Gx
  2. Y делает Ay с намерением достичь Gy
  3. X достигает Gx только если Y не достигает Gy

Несмотря на то, что в этой модели демонстрируется однозначность победы и поражения, здесь присутствует корректное указание на то, что и действия, и понимание желаемого ресурса зависят от субъекта конкурентной борьбы. В этой концепции также наблюдается второй важнейший аспект конкуренции — ограниченность ресурсов.

Ограниченность ресурсов

Понимание, что физические ресурсы не бесконечны, что рыночное пространство вскоре будет занято другими игроками, что время рано или поздно подойдет к концу, — все это неизменно формирует желание двигаться вперед и улучшать свои позиции. Стремление к выгодному положению, благополучию и даже выживанию неизменно связано с объемом необходимых ресурсов и их доступностью.

Ресурсы в данном контексте могут быть совершенно различными: материальные и нематериальные, явные и абстрактные, исчерпаемые и возобновимые.

В нормальных условиях простое наличие двух или нескольких субъектов, не обладающих замыслом относительно каких-то ограниченных ресурсов, не будет вызывать конкурентных настроений. Порыв к соперничеству зарождается именно тогда, когда другой субъект посягает на то, чего нам может не хватить — покупателей, последователей, сотрудников, природных ресурсов, удачного местоположения и др.

Такой механизм присутствует и в поведенческой психологии человека. Выдающийся американский ученый Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» развернуто показывает так называемый «принцип дефицита» — условное правило, при котором ограниченность ресурсов оказывает сильное побуждающее воздействие на индивида.

Конкуренция как ситуация

Американский профессор философии Джеральд МакКаллум (Gerald C. MacCallum) описывает конкуренцию с точки зрения сложившихся условий. Он в равной степени уделяет внимание аспектам соперничества и ограниченности ресурсов (искомого).

В его работе «Конкуренция и моральная философия» представлены три главных условия конкурентной ситуации:

1. Два или несколько индивидов стремятся получить что-то или добиться чего-либо, чего добиться могут не все (или, по мнению участников, не все), кто к этому стремится. Объект стремлений, при этом, имеется в количестве меньше необходимого или считается, что это количество меньше необходимого для того, чтобы каждый из участников получил искомое.

2. Не решен вопрос о том, кто получит искомое: никто из участников еще не получил этого неоспоримым образом и не существует общего согласия среди конкурирующих сторон относительно того, кому из них достанется искомое.

3. Существует способ выяснить, кто из участников, в конечном счете, получит искомое, а именно:

  • существует способ определить, кто из участников получает неоспоримое право пользования или владения; или
  • существует способ определить, кто из участников имеет больше прав в разные моменты времени; или
  • существует способ определить, чье владение или использование желательно (хотя и не бесспорно) на определенных стадиях.

Эта концепция выделяется глубоким анализом возможных ситуаций и обращает внимание на то, что не существует однозначного подхода к разрешению неопределенности и что понимание конкуренции может быть субъективным за счет персонального восприятия индивидов.

Неоспоримой ценностью данной концепции является ее универсальность, которая позволяет смотреть на конкуренцию не только, как на экономическую величину, но и применять ее для широкого анализа различных состояний и процессов.